Основные понятия Веданты

Из книги Свами Шивананды «Йога и сила мысли».

Пракрийи, или различные категории философии Веданты, — это фундаментальные элементарные принципы, на которых строится ее этика и метафизика. Они описывают проявленное и непроявленное, Брахман, майю (иллюзию), Ишвару (Бога), дживу (индивидуальную душу) и Вселенную. Природа Реальности, характеристики феноменального кажущегося мира и устройство индивидуальных «я» (душ), — вот основные темы, исследуемые Ведантой.

Величайший Учитель Веданты Шри Шанкарачарья сказал, что человек должен овладеть садханой, квалифицируемой по четырем признакам, прежде чем приступить к изучению таттва-бодхи, или Знания о природе Атмана. Искренний ученик, обладающий горячим стремлением, верой, упорством и чистой совестью, отыщет путь самотрансформации через это Знание. Необходимо глубоко разобраться в этих различных категориях и лишь после этого переходить к изучению подлинной философии Адвайта-Веданты, которая построена на строгой логике и глубоких рациональных рассуждениях при исследовании вечных истин бытия.

КАТЕГОРИИ:
1. Есть двадцать четыре таттвы, или принципа проявления мула-пракрити (изначальной материи):
— пять танматр, или элементарных принципов:
шабда (звук), спарша (прикосновение), рупа (цвето-форма), раса (вкус), гандха (запах).
— пять джняна-индрий (буддхендрий), или органов чувственного восприятия:
шротра (ухо), твак (кожа), чакшус (глаз), джихва (язык), гхрана (нос).
— пять карма-индрий, или органов действия:
вак (речь), пани (рука), пада (нога), упастха (гениталии), пайю (анус).
— пять пран, или жизненных сил:
прана, апана, самана, удана, вьяна.
— четырехэлементная антахкарана, или внутренний орган (внутренний деятель):
манас (ум/рассудок), буддхи (интеллект/разум), читта (память и подсознание), ахамкара (эго, чувство я-деятеля).

2. Есть три тела, или шариры:
стхула-шарира (плотное физическое тело), сукшма — или линга-шарира (тонкое тело), карана-шарира (причинное тело).

3. Есть пять кош, или телесных оболочек, покрывающих дживу (душу):
аннамайя (тело пищи), пранамайя (тело дыхания), маномайя (ментальная оболочка), виджнянамайя (интеллектуальная оболочка), анандамайя (оболочка блаженства).

4. Есть шесть бхава-викар, или модификаций/изменений тела:
асти (бытие), джайяте (рождение), вардхате (рост), випаринамате (изменение), апакшийяте (увядание), винашьяти (смерть).

5. Есть пять плотных элементов:
акаша (эфир), вайю (воздух), агни (огонь), апас (вода), притхиви (земля).

6. Есть пять упапран, или вспомогательных жизненно важных потоков воздуха:
нага, курма, крикара, дэвадатта, дхананджая.

7. Есть шесть урми, или волн (океана сансары):
шока (скорбь), моха (смятение, заблуждение), кшут (голод), пипаса (жажда), джара (увядание, старение), мритью (смерть).

8. Есть шесть вайри, или врагов:
кама (страсть), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (чувственное влечение, обман), мада (гордость), матсара (ревность).

9. Майя двойственна:
видья (знание) и авидъя (неведение).

10. Видья, или знание, бывает двух видов: пара (высшее) и апара (низшее).

11. Авастх, или состояний сознания, три:
джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон без сновидений).

12. Шакти две:
аварана (вуалирующая), викшепа (отвлекающая, проецирующая).

13. Джняна-бхумик, или степеней знания, семь:
субхекча, вичарана, тануманаси, саттвапатти, асамсакти, падартха-абхавана и турийя.

14. Аджняна-бхумик, или степеней неведения, семь:
биджа-джаграт, джаграт, маха-джаграт, джаграт-свапна, свапна, свапна-джаграт и сушупти.

15. Садхана включает в себя четыре принципа:
вивека (умение различать между вечным и невечным), 
вайрагья (бесстрастие ко всем чувственным наслаждениям), 
шатсамат (шесть добродетелей):
шама (спокойствие разума),
дама (сдержанность, или контроль чувств),
упарати (прекращение мирской деятельности),
титикша (сила духа и стойкость/терпение),
шраддха (вера в Бога, Гуру, Священные тексты Веданты и Высшее «Я»),
самадхана (концентрация, или однонаправленность сознания),
и мумукшуттва (горячее стремление к Освобождению).

16. Природа Атмана-Брахмана тройственна:
caт (бытие), чит (сознание), ананда (блаженство).

17. В сердце есть три грантхи, или узла:
авидья (неведение), кама (желание/вожделение), карма (действие).

18. Джива характеризуется тремя недостатками:
мала (нечистота), викшепа (беспокойство ума), аварана (неведение).

19. Есть две вритти, или два состояния психики:
вишайякара-вритти и брахмакара-вритти. (*примечание админа — в переводе на русский подобраны неверные соответствия санскриту, поэтому перевод этих терминов удалил, кому надо — найдёте неправильный перевод сами, а правильный попробую опубликовать в комментариях, либо позже — поправлю в этом тексте).

20. Есть три гуны, или качества, пракрити:
саттва (свет и чистота), раджас (активность и страсть), тамас (тьма и инертность).

21. Пури, или «городов», образующих тонкое тело, — восемь:
джняна-индрии, карма-индрии, праны, антахкарана, танмамры, авидья, кама и карма.

22. Есть три кармы:
саньчита, прарабдха и агами.

23. Природа любой вещи пятерична:
асти, бхати, прийя, нама, рупа.

24. Бхед, или различий, — три:
свагата, саджатийя, виджатийя.

25. Есть две лакшаны, или два определения природы Брахмана:
сварупалакшана и татастхалакшана.

26. Дхату, или элементов, составляющих тело, — семь:
раса (млечный сок), асра (кровь), манса (плоть), меда (жир), астхи (кость), маджджа (костный мозг), шукра (семя).

27. Есть четыре состояния джняны:
брахмавит, брахмавидвара, брахмавидварийя, брахмавидвариштха.

28. Анубандх, или обсуждаемых тем, в Веданте четыре:
адхикари (достойный ученик), вишайя (объект), самбандха (связь), прайоджана (результат).

29. Есть шесть линг, или признаков совершенного изложения и толкования текста:
упакрама-упасамхара-экавакьята (единство мысли в начале и в конце), 
абхьяса (повторение),
апурвата (новизна или необычный характер доказательства),
пхала (наличие практического вывода),
артхавада (убедительная экспрессия),
упапатти, или юкти (иллюстративность аргументации).

30. Есть три бхаваны, или разновидности понимания:
самшайябхавана (сомнение), асамбхавана (ощущение невозможности),
випаритабхавана (извращенное, неправильное мышление).

31. Есть тринадцать мал, или загрязнений сознания:
рага, двеша, кама, кродха, лобха, моха, мада, матсарья, ирша, асуйя, дамбха, дарпа, ахамкара.

32. Есть пять клеш, или мирских «болезней»:
авидья (неведение), асмита (эгоизм), рага (страсть), двеша (ненависть), абхинивеша (привязанность к телу и мирской жизни).

33. Есть три вида тап, или страданий:
адидайвика, адибхаутика, адхьятмика.

34. Есть шесть праман, или доказательств знания:
пратьякша (восприятие), анумана (умозаключение/вывод), упамана
(сравнение), агама (Священный текст, Писание), артхапатти
(допущение), анупалабдхи (невосприятие).

35. Есть два сознания:
ашуддха (нечистое) и шуддха (чистое).

36. Есть два вида медитации:
сагуна и ниргуна.

37. Есть два типа мукт (освобожденных):
дживанмукта и видехамукта.

38. Есть две мукти (освобождения):
карма-мукти и садйо-мукти.

39. Есть два уровня самадхи:
савикальпа и нирвикальпа.

40. Джняна бывает двоякой:
парокша (косвенная) и апарокша (непосредственная).

41. Пракрити состоит из двух частей:
пара и апара.

42. Апара-пракрити состоит из восьми элементов:
земля, вода, огонь, воздух, эфир, разум, интеллект, эго.

43. В Веданте есть три прастханы, или авторитетных текста:
Упанишады, «Брахма/Веданта-сутры», «Бхагавад-Гита».

44. Есть две разновидности грантх, или текстов:
прамана-грантхи и прамейя-грантхи.
Тексты также делятся на:
пракрийя-грантхи и шастра-грантхи.

45. Есть три васаны, или желания:
дарайшана (желание иметь жену), виттайшана (желание обладать богатством), локайшана (жажда жизни в этом мире и потустороннем мире).

46. Есть четыре вида существ:
джараюджа (рожденные из матки), андаджа (рожденные и яйца), сведаджа (рожденные из пота), удбхиджджия (рожденные из земли).

47. У врат спасения стоят четыре стража:
шанти (покой), сантоша (удовлетворенность), вичара (анализ, или логическое рассуждение), сатсанг (общество мудрых).

48. Есть пять состояний сознания:
кшипта (рассеянное), мудха (вялое), викшипта (слегка рассеянное), экагра (сосредоточенное), нируддха (приторможенное).

49. Есть девять телесных врат:
два уха, два глаза, рот, нос, пупок, гениталии, анус

50. Аварана-шакти состоит из:
асаттва-авараны и абхана-авараны.

51. Викшепа-шакти состоит из трех частей:
крийя-шакти, иччха-шакти, джняна-шакти.

52. Есть три разновидности сатты, или бытия:
парамартхика (абсолютная Реальность), вьявахарика (феноменальная), пратибхасика (иллюзорная).

53. Знание бывает двух видов:
сварупаджняна (знание сущностной природы) и вриттиджняна (психологическое или интеллектуальное знание).

54. Четыре препятствия к достижению самадхи:
лайя (апатичность), викшепа (рассеянность), кашайя (привязанность), расасвада (эгоистическое наслаждение).

55. Есть два значения махавакьи (великого Речения) Тат Твам Аси («Ты есть То»):
вачьяртха (буквальное значение) и лакшьяртха (указывающее значение).

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

QR Code Business Card