АГРАРНЫЕ ОБРЯДЫ И УПРАВЛЕНИЕ СТИХИЯМИ
Шаманы, умевшие повелевать природными явлениями, пользовались большим уважением в обществе. Они защищали посевы от града и бурь, по своему желанию могли вызвать засуху или дождь, а также использовали силу стихий для лечения больных и истребления вражеских племен. Разбушевавшаяся непогода, направленная умелой рукой в нужное русло, не раз спасала людей от непрошеных гостей. У саамов-лопарей Кольского полуострова существует предание о том, как моло- дая шаманка-нойда из Новозерска погубила шведов, вторгшихся на исконные земли ее народа. Она вызвала ужасный ураган, который свирепствовал в течение трех дней. Почти все враже- ские воины замерзли, а добить оставшихся, ослабленных стихией непри-
ятелей не составило труда. По поверью, у саамских ноидов имелись три магических узла, заключающих в себе бурю. При развязывании первого — поднимался ветер, при развязывании второго — ветер усиливался, а при распускании третьего — начинался настоящий ураган.
По представлениям палеоазиатских народов, дождь насылала некая женщина, живущая за морем на острове, когда расчесывала свои длинные волосы. Поэтому для прекращения осадков шаманы обращались к ней с просьбой. Если она была в добром расположении, то дождь проходил, а если в плохом — погода могла стать еще хуже. Результат переговоров зависел от умения шаманов, которые являлись посредниками между людьми и духами.
У тувинцев есть легенда о знаменитой шаманке Чыртак-оол, прожинавшей когда-то в устье реки Алаш. Она обладала способностью собирать тучи, вызывать дождь и метать молнии. Чыртак-оол могла силой молнии и наказать обидчика, и помочь страждущим.
Шаманки. Старинная гравюра.
Однажды она таким образом излечила жену местного охотника: «...со стороны реки Ак поднялась черная туча, дошла до аала (селения) больной женщины и пролилась дождем. Люди видели, как три раза молния ударила в юрту больной женщины. Затем черная туча так же быстро исчезла, как и пришла. «Бедная женщина! Наверное, она стала жертвой молнии, присланной Чыртак-оол!» — с жалостью говорили соседи. Они зашли в юрту. Больная женщина спокойно сидела на другой кровати. (Перед призыванием молнии Чыртак-оол провела несколько сеансов камлания и наказала поставить для больной новую лежанку на противоположной стороне юрты.) Старая кровать, на которой она лежала, была поражена: в середину ее попал удар молнии, и здесь образовалась большая дырка».
В Тибете предсказателей и заклинателей погоды называли лхава, а укротителей града — сэргагпа. Их задача состояла в обеспечении благоприятных климатических условий для созревания урожая. После сева и до самой осени шаманы жили на вершинах гор, откуда, как считалось, было удобнее наблюдать за внешним миром и предсказывать непогоду. Если они удачно справлялись со своей миссией, то по окончании уборки урожая крестьяне отдавали им часть зерна, которого хватало каждому шаману на целый год. В противном случае с шаманов требовали возмещения ущерба, причиненного стихией, а иногда их даже выгоняли из селения.
Древние считали, что звуком флейты можно вызвать дождь или прогнать тучи.
Мраморный барельеф. Рим, V в. до н.э.
Различные магические обряды, которые использовали шаманы, чтобы войти в контакт с силами Природы, остаются актуальными и по сей день. Например, для защиты полей от непогоды можно воспользоваться следующими методами:
1. Чтобы сохранить посевы от града, срежьте двенадцать березовых ветвей (согласно шаманской традиции, береза приносит спокойствие и гармонию), предварительно объяснив дереву цель своих действий и попросив у него прощения (см. главу «Хозяйки священных рощ»). Нижнюю часть веток покрасьте черной тушью, а сверху сделайте насечки, к которым привяжите несколько белых куриных перьев (символ заботы).
Женский ритуальный танец в честь богини плодороиня. Когуль, Испания.
После этого воткните ветки по периметру поля, произнося заклинание:
Я ставлю у себя на поле
Березовые ветви и белые перья.
Да охранят они мои посевы
От града и других ненастий!
Да уродится урожай богатым —
Во славу Матерям Природы!
В заключение обряда посыпьте землю около ветвей порошком из толченого коралла.
2. Против града можно применить и такой прием. Сделайте из полоски кожи пращу и скатайте большое количество шариков из глины (подойдут также готовые — медные). Выйдите с оружием в руках в центр участка, на котором посажены растения.
Омовение Лианы. Фрагмент картины Коро.
Сформируйте свое намерение — прогнать тучу. Раскручивая пращу, заряженную шариками, метайте их в небо до тех пор, пока не покажется Солнце.
3. Еще один ритуал для отведения града относится к симпатической магии. Слепите из теста лягушку и поместите ее в ямку, вырытую около земельного участка. Ямку засыпьте землей, так, чтобы образовалась горка, а сверху воткните палку.
Второй и третий способы широко практиковали тибетские шаманы — сэргагпа. Также для защиты посевов от града они устанавливали па возвышении около поля большие, до двух метров, кресты (сэрунг), на верхнем конце которых вырезались изображения человеческих лиц. Перед проведением ритуалов езргагпа несколько суток не употребляли мяса, чеснока и спиртного. 4. Для прекращения грозы зажгите зерна горчицы и сделайте подношение духам стихий в виде меда, творога, гречневой каши и мяса. Проводя церемонию, двадцать семь раз произнесите заклинание:
Черное облако
С желтой каймой,
Проходи прочь!
Уноси скорей с собой
Град и дождь!
Повелительница стихий. Фрагмент картины С. Георгиевской по мотивам древнекарельских сказаний.
5. Магическими способностями прекращать дождь обладают некоторые растения, листья которых имеют сердцевидную форму. К ним, например, относятся кувшинка, копытень европейский, мальва китайская, японский багряник и др. При затянувшихся ливневых дождях подобные растения следует преподнести в качестве дара Хозяйке Дождя, обратившись к ней со следующими словами:
Приношу тебе, Хозяйка Дождя, следующие растения.
Ты же силой своей прекрати этот дождь!
Достаточно влаги впитала земля,
Солнцу позволь вступить в свои права!
В заключение ритуала нужно разжечь костер и подождать, пока он прогорит. После чего необходимо бросить несколько горстей соли на тлеющие угли, которые затем выбрасываются а стороне от участка.
6. Засуха не менее коварный враг чем ливневые дожди, поэтому существуют специальные ритуалы, направленные на ее прекращение. Один из них проводится на берегу водоема. Для его выполнения требуются колокольчики, бубен и хлебные шарики, в которые помещен порошок из высушенной крови рыжего коня. Шарики бросают в воду, а потом, звеня колокольчиками и равномерно стуча в бубен, многократно произносят
Тучи небесные, тучи грозовые,
Спешите на звон моих бубенцов!
С собою несите, скорее несите
Вы дождь долгожданный
И землю скорей напоите!
Вместо шариков, сделанных из теста, иногда используют яда-таш — камни, находящиеся в организме крупных животных.
7. Для привлечения дождя применяется и такой обряд. Ритуалыгую чашу с родниковой водой следует поставить под звезды. За ночь вода насытится космической энергией и приобретет особые свойства.
Одна из северных водяных 6огинь с рыбьим хвостом и сакральными занками на ладонях. Графика Алутука Ипеллис.
Наутро, когда рассветет, необходимо взять чашу обеими руками и поднять ее над головой со следующими словами:
Призываю влагу небесную
Приблизиться к влаге земной,
Чтобы на землю пролился дождь
И напоил зеленые всходы!
Если в ритуале принимают участие несколько девушек, то можно воспроизвести небольшую мистерию. Помощницы должны украсить свои тела зелеными листьями и ветками и обратиться к ведущей:
Богиня-Мать!
Напои нас соком своим.
Ороси нас влагой своей!
После этого девушке, возглавляющей мистерию, следует обрызгать своих помощниц из чаши и из заранее приготовленных ведер. В заключение нужно принести дары духам стихии и зажечь благовония.
Обнаженные девушки, танцующие на поле для придания ему плодородия. Средневековая гравюра.
8. Контакт с Хозяйкой Дождя можно наладить и через обыкновенную улитку, которая является ее олицетворением. Найдя улитку в близлежащем лесу, отнеситесь к ней с большим почтением. На своем участке выройте к тени ямку. Поставьте в нее плоскую тарелку с водой и зелеными листьями и поместите на край улитку. В полдень, когда жара достигнет своего пика, подойдите к улитке с ритуальной чашей, наполненной водой. Брызгая на улитку водой, говорите:
Как я брызгаю на тебя водой,
Так и ты, Улитка — Хозяйка Дождя,
Пошли на землю долгожданную влагу!
Это действие повторите многократно. Если дождь в течение суток не пойдет, то на следующий день проведите ритуал еще раз. Следите, чтобы улитке было комфортно на вашем участке. После выпадения осадков отнесите улитку на то место, откуда вы ее взяли. На прощание cure раз поблагодарите улитку за ее доброту.
9. К неприятным погодным явлениям, способным погубить посаженные растения, относятся и з;1морозки. Поэт Цаньян Джамцхо описал действие заморозков так: «Посланец северного ветра — иней обжег плоды загаром». Чтобы избежать этого бедствия, нужно провести обряд кормления духов заморозков, Для этого в ритуальную чашу налейте молоко, добавьте в него творог, сахар, мед и патоку. Все тщательно размешайте ч всыпьте в образовавшуюся массу пшеничную муку, чтобы получилось густое тесто. Из теста налепите колобков. Когда все сделано, пойдите к близлежащему пруду или реке и, бросая колобки в воду, говорите такие слова:
Духи — вллстители заморозков!
Примите мое подношение
И отделите спой гнеп
От моей земли!
Как я отношусь к нам с почетом.
Так и вы не жгите мой урожай!
10. Чтобы избежать негативного влияния атмосферных явлений и собрать богатый урожай, перед высадкой культур закопайте в землю сырое яйцо или смажьте им инвентарь, с которым вы будете работать. После посадки для сохранения растений от стихий и насекомых разместите по всему участку яркие флаги (ленточки) и куклы-обереги. Когда урожай будет собран, эти обереги, принесенные в дом, могут выступить в качестве охранительных амулетов для детей.
Чтобы хорошо подготовиться к тому или иному обряду, направленному на сохранение урожая, важно знать о приближении непогоды заранее. Прогнозы можно делать, наблюдая за поведением животных, птиц и насекомых, а также различными природными явлениями, например за громом. Так, если первый гром в году раздается на востоке, то посевам ничего не угрожает; если на юго-востоке — ожидается засуха; если на юге — следует остерегаться болезней; если на юго-западе — урожай будет средним; а если на западе — случится нечто непредвиденное. Предсказания по первому грому можно проводить, и ориентируясь по времени суток. Если первый гром загремит утром, то урожай пропадет; если вечером — будет средним; если в сумерки — наступит засуха; если в полночь — грозы пройдут стороной и посевы созреют благополучно.
Одним из действенных методов определения дождливых месяцев является ритуал с использованием бобов. Его следует проводить в ночь с 13-го на 14-й день первого лунного месяца, с которым у многих восточных народов связано наступление Нового года. Приготовьте ритуальную чашу с водой и двенадцать бобов (фасолин), одинаковых по размеру, но разных по окраске. Отождествите каждый из бобов с тем или иным месяцем года и одновременно опустите их в чашу. Иногда перед погружением фасоли в воду ее вкладывают в двенадцать стеблей гаоляна, но это делать необязательно. Те из бобов, которые разбухнут сильнее других, укажут на месяцы с наибольшим количеством осадков.
На Руси предсказания погоды и будущего урожая проводили в день зимнего солнцестояния 21 декабря. Если в праздничную ночь на небе много звезд, это свидетельствовало о благополучном созревании хлеба и ягод. Женщины вывешивали ночью за окно намоченную и отжатую тряпку. Если наутро она промораживалась досуха, то считалось, что год будет урожайным. Морозы и снег, приходящие с 21 декабря, указывали на хорошую летнюю погоду и богатый урожай. В народе говорили: «Земля не промерзнет, летом соку не даст», «Снег глубок — хлеб хорош», «В январе иней — в августе хлеб».
В Китае в качестве оракула выступали лягушки. К их голосу прислушивались на 3-й день 3-го лунного месяца, в который отмечался праздник Цинмин. Было распространено поверье, согласно которому посевы созреют благополучно на полях, расположенных на возвышенностях, если в этот день вблизи них до полудня заквакают лягушки. В случае, когда поля находились в низине, добрым знаком считалось услышать кваканье после полудня.
Еще одним прорицателем являлась кукушка. Крестьяне надеялись собрать богатый урожай, если она пела в 4-м лунном месяце недалеко от их поля. Появление кукушки в снежный день предвещало сильный град, а в ясный и солнечный — благоприятную погоду на ближайшие месяцы. |