Линия Натхов и Тантра являются независимыми традициями, но при этом каждой из них свойственны практики друг друга. Такое взаимопроникновение исключает возможность категорически рассматривать эти духовные направления. Тем не менее, если сравнивать традиционную йогу Натхов с современными, ориентированными на физкультуру системами йоги, то можно сказать, что тогда она будет ближе к Тантре. Для начала давайте попробуем разобраться, что такое Тантра, и что такое йога Натхов.
Среди многочисленных авторов авторитетных текстов по традиционной йоге хотелось бы упомянуть Махариши Патанджали и Горакшанатха. Труд Патанджали датируется вторым веком до нашей эры, а Горакшанатх упоминается еще в Брахманда-пуране и Сканда-пуране. Эту древнюю традицию передачи можно проследить, начиная с X - XII веков, когда в текстах этого периода появляется детальное описание различных садхан. В «Йога Сутрах» Махариши Патанджали дает скорее философские представления, обобщая все то, что в то время было известно о йоге.
С историей тантры тоже возникают сложности, т.к. четких датировок ее появления не существует. Предпосылки к тантрическим методам появляются в текстах Атхарва-веды и в культах дравидского происхождения, которым были свойственны элементы, схожие с шактизмом. Однако следует отметить, что в источниках различных традиций упоминается необходимость практиковать те методы, которые актуальны в свое время, поэтому во многих тантрических текстах мы встречаем утверждения о бесполезности ведических садхан. Эти утверждения следует воспринимать как аллегорию, направленную на призыв разумно относится к ведическим методам.
В йоге Натхов и в Тантре есть одна общая и важная характеристика, которая заключается в широком использовании разнообразных методов и их адаптации в разных культурных и религиозных сферах. По самой своей сути тантрический подход можно встретить в исламе, христианстве, религиях Юго-Восточной Азии и странах Океании. Йогические методы также имеют свои аналоги во многих неиндуистских традициях. Из-за такого сходного взгляда Традицию Натхов стали считать тантрической, но отчасти это является истиной, поскольку Тантра это в первую очередь «упая» (метод), а йога Натхов славится своей прикладной стороной, и в этом смысле она, безусловно, тантрична.
Характерное отличие тантры Натхов заключается в акценте на мантрах, тогда как в тантризме чаще используются янтры. Мантра - символ сознания Шивы, а янтра - энергии. Буквально янтра переводится как «устройство» или «механизм», а мантра - это то, что заставляет этот механизм включится и работать. Существуют ведические мантры, которые начинаются на «Ом», пуранические, которые начинаются с «нама» и повторения святых имен, тантрические, в которых используются санскритские биджа-мантры. Есть также тантрические мантры на санскрите, например джайнские, буддийские, натховские, агхорические.
Мантры, которые читаются на разных языках на территории Индии, Непала, Пакистана называются «Шабар-мантры». Шабар-мантры ориентированы на сознание, и для того, чтобы обрести их сиддхи, не обязательно владеть в совершенстве санскритом. Существуют мантры для реализации магических способностей - «шат-карма», мантры, которые используются в наиболее известных натховских садханах, в почитании Божеств традиции, а также мантры, которые применяются в основном всеми натхами во всех пантхах, в ежедневных садханах.
Янтры это не всегда какое то каноническое изображение. Некоторые тантрики используют янтры в магических целях, для защиты от негативного влияния. В Тантре для реализации определенных сиддх нужно выбрать подходящее место для садханы, сформировать там асану в строго рассчитанное астрологическое время, а также тщательно подготовить место, где вычерчивается специальная янтра. Многие тантрики для этих целей используют шмашан, что не обязательно означает место сожжения трупов, но также это просто тихое место, где никто не будет отвлекать садхака от практики.
Стоит отметить, что обычные люди, которые проводят дома пуджу тому или иному Божеству в соответствии с праздниками не являются тантриками, это просто религиозные люди. Но в любом случае к людям, которые занимаются духовной практикой, в Индии относятся с большим уважением. В целом, Тантра является непростой системой, к которой практикующие подходят довольно серьезно. Получая посвящение у опытного мастера, они тщательно изучают технологию обрядов и посвящают этому всю свою жизнь. Утверждаясь на этом пути, человек начинает жить по другим законам, отличным от жизни простого обывателя.
В Тантре натхов нет сложной мантрологии и ритуалов, ориентированных на внешние составляющие, как это существует в классической Тантре. Это йогическая традиция, несмотря на то, что ей не чужды методы других традиций. Есть практикующие натхи, которые используют панчамакары, совершая их в виде физических ритуалов, но чаше всего эти ритуалы выполняются символически, что сохраняет суть в йогическом осмыслении этих сложных техник. Например, «внутренняя майтхуна» совершается в виде подношения цветов Божеству, когда пробуждается Кундалини и поднимается вверх по чакрам. Физические техники не запрещены, но разрешить их применение может только Гуру.
Очень важным показателем необходимости использования этих ритуалов является внутренняя чистота садхака и достижение полного самоконтроля. Об этом говорят все уважаемые учителя Традиции. Но обычному человеку это сложно понять, поскольку чаше всего мы смотрим на мир исходя из уровня собственного развития. Сложность заключается в том, что мы не можем в своей духовной практике полноценно использовать то, чего мы не осознаем. А если используем, не понимая до конца, то подвергаем себя большой опасности, т.к. взаимодействуя с высокими энергиями очень велики шансы навредить себе без должного понимания.
Йога в своем глубинном значении является серьезным методом трансформации при правильном к ней отношении и способствует духовной реализации и в Тантре, и в мантрологии, и в любых других практиках, поскольку позволяет работать с самой основой, устраняя корни человеческих проблем. Формируя чистое сознание, спокойное и трезвое видение мира, йога способствует развитию человека в любом направлении, в том числе и в тантрическом.
Традицию натхов можно назвать тантрической, поскольку она ведет не к абстрактному теоретическому пониманию счастья и религиозности, а является средством реальной трансформации в сфере духовного. Натхи предлагают множество методов, в которые не обязательно следует верить, а можно просто попробовать на практике и самостоятельно убедиться в их эффективности. Безусловно, это непростой путь, и результаты не достигаются быстро, но в любом случае, сам подход в традиции включает в себя возможность поиска, и в этом величие и широта мировоззрения йогинов.
В тантре существует множество упай для того, чтобы практикующие могли качественно повысить уровень своей дхьяны. Составлены прекрасные стихи на санскрите, посвященные Божествам, начерчены янтры для тех, кому ближе абстрактное понимание и каждый выбирает то, что ему подходит. Великий Гуру, живший в Горакхпуре, Баба Гамбхирнатх, сказал: «Есть много «руп» (форм Бога), но у вас одна Сварупа, своя собственная форма». Отсюда следует, что все находится в нас самих, и именно на этом фундаментальном принципе акцентируется йога натхов, трансформируя внешние тантрические методы во внутреннюю работу.
Йога тантрична, поэтому существует множество ее видов: карма, джняна, бхакти, дхьяна, раджа, хатха. Эти разделы практики нужны для того, чтобы помочь человеку познать того себя, который содержит в себе знания всех сфер. Люди ищут то, что им может помочь в настоящий момент, и приходят к духовному Учителю. Он помогает из обусловленных методов прийти к необусловленному, дает подсказку, как применить тот или иной метод. Сам практикующий не осознает, как правильно использовать незнакомый его опыту метод, пока не достигнет достаточного уровня духовной реализации.
В Традиции Натхов, Гуру передает ученику мантру, она одна для всех видов посвящений. Эта мантра - ключ ко всем йогическим и тантрическим мантрам, которые существуют в традиции. По мере реализации этой мантры все садханы начнут работать по-другому - они наполнятся смыслом, от всех мантр будет исходить сила. Практикующий йогу шаг за шагом осознает все новые и новые миры, начинает на практике видеть бесконечное. Активировав в себе энергии, которые «дремлют», он начинает использовать их для связи с высшей реальностью, которая уже присутствует в нас самих.
Тексты говорят, что Шива присутствует везде. Достигнув сахасрара чакры, мы поймем, что это сознание Шивы находится во всей видимой материи и за ее пределами, за пределами того, что мы осознаем во времени, пространстве и сознании. Поскольку этот свет Шивы находится везде и со всем в мире соприкасается, то мы можем воспринять его через что угодно. Это и есть путь Тантры - когда все объекты мира мы можем использовать для открытия этого осознания, просто йога работает с телом и теми вещами, к чему мы наиболее сильно привязаны. Йогины не просто говорят, что «ты - не тело». Смысл утверждения в том, что когда тело болит, то, забывая обо всем, человек ищет лекарство. Натхи считают, что нужно обратить внимание на то, что вас беспокоит, и серьезно этим заняться.
Больше всего люди боятся смерти собственного тела. Так, метод преодоления страдания тела превращается в способ работы также и с более тонкими структурами, которые человек не осознает, имея ограниченное восприятие. Таким образом, Патанджали подошел к теме йоги философски, а Натхи выбрали тантрический подход, делая ставку на практику. Они дали множество трактовок того, что такое асана, что такое пранаяма, их разновидности и объяснения. У них всех есть суть и стержень, но также есть и богатый выбор методик, которые Традиция Натхов сквозь глубину времени донесла до наших дней.
Автор: Aprameya Nath