«Ачара» означает «следование определённому духовному пути». Поскольку путей много, следовательно, существует множество «ачар» и практик, дисциплин («садхан») с ними связанных. Последователи разных традиций могут по-разному трактовать ту или иную ачару, но в тантре принято делить садханы на две категории – «дакшиначару» и «вамачару», или «каулу».
В кулачаре уже просто нет уровней, потому что практикой становится все, что бы вы ни делали. Каула может вообще не выглядеть как практик в привычном понимании духовно ограниченного человека. Кто такой каула? Каула – это тот, кто получил опыт себя как запредельного существа (Акула) и осознал, что это существо находится внутри всего проявления (кула). Единство акулы и кулы зовется «каула». Каула присутствует в своем естестве во всех явлениях, даже тех, которые никак с духовностью не ассоциируются у большинства людей. По причине такой недвойственности каула способен осознанно принять какой угодно облик: облик умного человека, глупого, духовного или бездуховного. Это – максимальная полнота опыта. Но чтобы быть в этой полноте не на уровне книжных слов, а именно на уровне живой естественной бхавы, нужно уметь не циклиться ни на чем, даже если это самые возвышенные прекрасные идеалы, изложенные в текстах, безупречно изложенная доктрина и т.д.
Некоторые тантрические Гуру говорят, что и «дакшиначара», и «вамачара» в той или иной степени включают в себя методы друг друга, поэтому не стоит жестко их разграничивать, так как они взаимодополняющие и один метод не может полноценно практиковаться без противоположного ему. При этом, конечно, необходимо также понимать и различия в этих практиках.
Обычно тантрики говорят о том, что ведачара, вайшнава и шайва являются составляющими частями дакшиначары, а вама и сиддханта составляют кулачару. Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу приходилось общаться с представителями обоих направлений, в том числе с теми, кто вообще не относит себя к тантризму, но практикует тантрические садханы, например, с последователями веданты и ортодоксального брахманизма. Последние, как правило, держатся от тантры на расстоянии, а некоторые из них, если и практикуют что-то из тантрических садхан, то говорят, в основном, что каулические садханы полезны, если они совершаются периодически как дополнение к основной практике, что они полезны для закрепления в садхаке того, что в нём формирует ведизм, но в целом практика «вамачаринов» «крайне опасна для духовной жизни».
Разумеется, это один из многочисленных взглядов. Так, например, некоторые каулы считают, что весь ведизм – это полный материализм или же, если в нём и есть нечто духовное, то оно вымерло и на данный момент времени не актуально. Говоря так, они подразумевают, что ведизм без каулизма не имеет никакой ценности.
Почему так? Потому что каулизм не отвергает те аспекты социума, которые ведизм считает грехом: каулизм, по мнению самих каулов, предназначен для тех, кто стремится всю полноту мира использовать для своей духовной практики, следовательно, этот путь – самый эффективный и спасительный в кали-югу, когда большая часть социума подвержена греху.
Важна сама истина, а не внешние противоречия в этих учениях; противоречия нужны только для тех, кто не очень качественно уделяет внимание своей садхане. Для тех же, кто достаточно зрел в духовном плане, любой метод может быть полезен для достижения одной цели, всё зависит от того, кто его применяет.
Поскольку ачары были изложены в тантрической традиции, то есть смысл их рассматривать именно с позиции тантризма. Итак, ачары.
Ведачара – в ней доминируют методы брахманизма, «карма-йога» (следование тому, что предписывает санатана-дхарма (Извечный Закон), без примеси своего эго и без привязанности к результатам поступков). Как правило, к ведачаре относят «карма-канду» – брахманические ритуалы, но в ведачаре слабо выражены личные духовные проявления («бхавы»).
Вайшнавачара – это «упасана-канда» – поклонение Ишта-девате, Гуру или трансцендентному аспекту Абсолюта, в зависимости от основного духовного контекста учения («сиддханта»). Хочу заметить, что термин ведачара или вайшнавачара не имеет исключительного отношения к вайшнавам или к смарта-брахманам. Вайшнавачара – это, в первую очередь, «бхакти» (преданность, вера), которая может проявляться у шайвов, буддистов, сикхов, у людей любых вероисповеданий.
Есть разные состояния «бхакти», но все они подразумевают «самбандхану» – духовную связь с объектом почитания. В зависимости от состояния, садхака может посредством практики методов вайшнавачары перейти в другую ачару. Если в ведачаре есть просто следование предписаниям авторитетных источников, то в вайшнавачаре появляется личная духовная инициатива, направленная на преданность Богу.
Шайвачара, или «джняна-канда» (раздел или категория садхан, предназначенных для обретения атма- или брахма-джняны). Сюда входят методы джняна-йоги. Следуя шайвачаре, мы изучаем авторитетные духовные источники, как правило, это «шравана» – слушание, восприятие знания от Гуру, таким образом мы обретаем правильное видение и правильные духовные ориентиры. Далее, мы размышляем над объектом изучения («манана») и делаем выводы («нидидхьясана»). Шайвачара, в основном, направлена на очищение сознания, на раскрытие высших способностей сознания. Как и в вайшнавачаре, в шайвачаре вы постепенно способны прийти к пониманию сути других ачар.
Дакшиначара – это собирательный образ трёх вышеперечисленных ачар и их методов. В дакшиначаре, могут присутствовать элементы вамачары: кумари, стри-пуджа, дакшиначарская чакра-пуджа и т.д. Часто тантрики называют методы, близкие к дакшиначаре, «правритти-марга», или внешний путь, а вамачару – «нивритти» (внутренний), или сокрытый («гухья») путь.
Вамачара, или «вама-марга», известна как путь, где используются методы 5 М (панчамакары – пять подношений в вамачарской пудже – мамса (мясо), мадья (вино), майтхуна (ритуальное соитие) и т.д.). Если в дакшиначаре, как правило, упасана проводится в виде янтра-пуджи, хомы, с использованием мурти Божеств («паураника-упасана»), воспеваний и прославлений святых имён Божества, то в вамачаре, как правило, янтры и мурти заменяются непосредственно телами садхаков, что позволяет воспринимать практически связь микрокосма с макрокосмом.
Применяемые в пуджах элементы 5 М символизируют определённые метафизические элементы, и на самом деле ингредиенты 5 М имеют с ними реальную связь. Также 5 М символизируют негативные тенденции живых существ (грехи) и демонов, которые наше чистое сознание «поедает» при практике панчамакар. С определенной точки зрения, эти пять элементов и видимые грехи не только противоположны чистому сознанию и способны вести к духовной деградации, но они также способны взращивать в вас чистоту, освобождать от мал (ограничений).
Как бы странно это ни казалось, при правильной практике так оно и происходит. Поэтому вамачара считает 5 М главной опорой для нашей духовности, без них духовный уровень садхаки не может считаться полноценным, поскольку такой не полностью реализованный духовный опыт может не выдержать всех тех испытаний, которые проходит на своём духовном пути садхака. Практики 5 М могут практиковаться йоги только тогда, когда он способен чувствовать и держать контроль над энергиями, которые собой символизируют 5 М.
Гуру Дурга Сен говорит, что использование панчамакар в каула-ритуале предназначено для пробуждения и поднятия Кундалини-шакти, конечно, в ритуале есть свои тонкости. Одни Гуру считают, например, что при практике майтхуны недопустимо семяизвержение, так как оно не будет способствовать поднятиюКундалини-шакти , другие трактуют по-другому, приводя этому свои аргументы. Так или иначе, в ритуалах вамачары нужен предельный самоконтроль и чистота сознания, иначе не будет никакого положительного духовного результата, а в таком случае лучше просто заниматься сексом, пить вино и т.д., не называя это тантрой, что будет честно по отношению к самому себе, и менее губительно в духовном плане.
Согласно некоторым авторитетным Гуру, даже в самой Индии 80 % практикующих вамачару просто называются вамачаринами, но духовно этому пути не они соответствуют. Лишь очень небольшой процент каулов способен результативно и правильно использовать эти садханы. Поэтому вамачара в Индии, как правило, тщательно скрывается настоящими Каула-гуру под видом более распространённых духовных традиций, и в любом случае для понимания вамачарских садхан необходимо знать немало тонкостей, касающихся обычных пудж.
Хотя в каулической садхане многие элементы, такие как ануштхана, хома,рецитация молитв (стути), вандана и т.д., часто могут и не использоваться, так как считаются формальностью, но взгляды на формальности у разных садхаков могут сильно отличаться в качественном плане. Поэтому «вира-бхава» (качество садхаки, сознание которого отличается отрешенностью от низших человеческих инстинктов и поедает демонов в 5 М) и является гарантом того, что результат садханы не получится обратным.
Практикующий каула-садхану может вообще использовать только одну мантру в своей садхане или вовсе не использовать мантр и каких-либо внешних церемоний, так как он их совершает как «антаранга-садхану» (внутренне, на духовном плане). Мудра, Матсья, Мадья, Мамса и Майтхуна также означают и внутренние процессы, связанные с Кундалини-джагаран садханой.
Может возникнуть вопрос: зачем же тогда нужны внешние подношения? Каулы утверждают, что без использования «внешних» 5 М внутренняя практика невозможна, это будет просто попытка имитировать мистическую йогу, которая обычно заканчивается умственными помешательствами, впаданием в неадекватные во всех отношениях состояния сознания. При правильной вамачарской садхане адепт понимает настоящую суть тантры и йоги, он обретает предельно трезвое видение мира, осознанность и отрешенность. Поскольку он видит единство всего сущего, то он понимает бессмысленность многих крайностей, таких как гордыня, эгоизм, привязанности и др.
Сиддхантачара – «сиддха» означает «совершенный», «анта» – завершенность, т.е. это следование пути настоящего сиддха-йоги. Иногда упоминаются йогачара и агхора как составляющие этой ачары. В йогачаре используется предельная отрешенность, также могут быть и крайности, существующие в практиках агхоры. Если в вама-марге 5М в основном связаны с удовольствиями, через которые могут проявляться силы Майи для обычного человека, то агхори делают акцент на методах, которые часто вместо «прийя» (наслаждений) у людей вызывают ужас («гхора»).
Натхи, как правило, делают акцент на том, что запредельно этим противоположностям, хотя последние и не отрицаются ими, а, скорее, рассматриваются как взаимозависимые. Натха-йогин больше ориентирован на практики осознавания, в которые входит так называемая
кайя-садхана, где Йоги посредством вышеупомянутых садхан или подобных методов достигает единства себя со множеством сил вселенной. Его духовное, ментальное и физическое тела пребывают в состоянии гармонии и связи с силами всего проявленного и непроявленного.
Йоги должен посредством вышеупомянутых методов достичь контроля над сексуальной энергией, контроля над бинду,
после чего у него реализуются многие сиддхи, которые он не должен использовать в мирских, материальных и эгоистических целях.
Настоящая хатха-йога и ведёт к такому уровню самоосознания, поэтому она так и называется «Ха» – Солнце, или Кундалини-шакти, и «Тха» – Луна, или Шива, Парасамвит – трансцендентное сверхсознание. Вместе они есть «йога», или «самарасатва» (состояние идеального равновесия). Нужно также не путать хатха-йогу, которой учил Маха Йоги Гуру Горакхнатх и его последователи, с тем, что в ней является подготовкой и чему сейчас учат во многих западных «йога-центрах», это – разные вещи и зачастую даже совершенно противоположные.
Настоящий Йоги должен хорошо разбираться в различных традициях и их методах, прежде чем он начнёт понимать, что такое настоящая хатха-йога, а не её имитация, совершаемая в целях заработка денег, примитивного фитнеса и т.д. По причине того, что йога как духовная система в настоящее время подвергается грубейшей профанации, много людей не понимают, что такое йога натхов.
Иногда высказываются суждения, например, что натхизм – это только практики хатха-йоги, но это крайне ограниченные рассуждения. От натхов развилась ВСЯ йога в виде её практических методов, более того, многие термины, такие как «крийя-йога», «тантра-йога», «кундалини-йога», – появились в конце 19-20 веков. Ни в одном классическом источнике вы не встретите таких терминов, можно встретить определение «кундалини-джагаран садхана» (метод пробуждения кундалини-шакти).
Но дело даже не в названиях, а во взглядах на практику, в глубине её понимания, чтобы знать, что же мы всё-таки практикуем. В классических текстах натхов неоднократно упоминается, что хатха- и раджа-йога не могут не быть взаимодополняющими. Все виды йоги есть не что иное, как одна единая йога-видья и йога-садхана, поэтому необходимы Учителя, которые достаточно квалифицированы в этой области, они должны в совершенстве знать теорию и уметь её применить на практике, только тогда они смогут сами обучать ей. Сиддхантачара – это ачара, в которой вы больше ориентированны на внутреннюю практику, и, разумеется, она образуется благодаря пониманию практики внешней.
Кулачара – это тантрическое направление (называемое также «каула-марга»), которое является закрытой традицией в связи с тем, что ее понимают не все люди, которые совершают те или иные практики. «Кула» означает семью, то есть этот термин указывает, что на физическом и духовном уровнях мы связаны со всей Вселенной, с различными Божествами, с людьми и всеми остальными живыми существами. Кула – это то, что интегрирует все формы этого Бытия, а кулачара – это осознание полного единства всего существования, его связь с Божественным.
Кулой называют также шакти (энергия Абсолюта), потому что шакти соединяет все проявленное, она управляет всеми порядками в этом Мироздании, Кула – это сама жизнь. Наше тело также является Кулой, так как тело имеет свою структуру на уровне систем организма, органов. На уровне различных составляющих ее компонентов, на уровне разных элементов энергетической системы все они составляют Кулу, в которой все взаимозависимо. Но чтобы все это видеть и глубоко понимать, нужно иметь определенную адхикару (духовный уровень), понимать главные концепции каулической доктрины, тогда садхака становится пригодным для того, чтобы полноценно практиковать каула-садхану.
Обычно она заключается в том, что садхака учится почитать Божеств непосредственно в теле или телах тех, кто составляет круг посвященных в этой линии, а также видеть божественное в себе самом и во всех проявлениях мира. Для каулизма характерен такой подход, когда вы видите божественное даже в том, что какие-либо течения определяют как грязное и что должно быть оставлено посредством вайрагьи. Это не значит, что каула (тот, кто следует кулачаре) стремится погрузиться в иллюзии мира, что у него нет вайрагьи – она есть, на самом деле, просто более высокого уровня, чем у тех, кто привязан к внешним формам отречения. То есть, если для каула нужно будет что-то оставить в этом мире, он это сделает легко, без малейшего колебания.
Это самая добрая кате вайрагьи. гория людей на планете, потому что они идут путем видения божественного во всем. Иногда каулы могут выглядеть подобно сумасшедшим: для них кусок золота – то же самое, что кусок земли, и для простых людей система ценностей каулов порой бывает непонятной.
Каула не боится ничего терять, потому что он богат как никто иной, он знает, что свято место пусто не бывает, и потерять, на самом деле, ничего невозможно. Поэтому каулам несвойственна скупость, несвойственен такой инстинкт выживания, который проявлен в других людях, каула – над уровнем животных инстинктов. Каула открыт всей душой и поступает, подобно ребенку, не потому что он привязан к глупости и невежеству, а потому что с великой душой невозможно ничего сделать плохого, не липнет к ней никакая грязь быта. Мастер каулической тантры следует спонтанности, ничего не планирует, у него нет обычной воли, которая присуща простым людям, воля каула – это воля всего мироздания и Брахмана. Он во всем видит единого Бога, хотя может поклоняться любым его проявлениям и не ограничен какой-либо внешней формой религии.
Кула – это также семья в прямом смысле слова. Часто в Индии бывает так, что Каула-гуру передает посвящения в традиции тем, кто физически или духовно принадлежит к его семье, сама линия передачи учения также является кулой. Настоящий каулизм не может быть сектой в негативном значении данного термина, так как он подразумевает единство буквально со всем тем, чем является этот мир, и каулизму несвойственна двойственность, кроме как в разумном, для элементарных действий, смысле.
Между натхами и каулизмом, по большому счету, нет различий, у натхов такой же подход, различие заключается в небольших акцентах учений. Каулизм очень эффективен, если ему правильно учат настоящие Гуру данной традиции, достигшие чистоты всего своего человеческого существа и не имеющие мирских привязанностей. Но если каулизму учит нечистый человек, то, согласно данной доктрине, это ведет в ад – как самого учителя, так и тех, кто стал его учениками.
Путь и садханы каула-марги кажутся разумными во всех отношениях и крайне привлекательными, но это кажется только тем, кто по уровню является «пашу» (существом с животной природой). Те, кто понимает каулизм на основе глубокого мистического и социального опыта, не видят этот путь более простым, чем веданта, разные аскетические линии. Каула не способен так считать просто потому, что у него каулическое сознание, несмотря на то что на его пути могут встречаться какие угодно традиции, школы, учителя. Он ко всем относится с уважением и видит в них помощников для своего духовного пути. Каула никогда не попадает в тяжелые кармические неприятности и никогда их не пытается создавать другим, так как он является совершенным существом.
Это – садху предельной чистоты, и им свойственны божественые качества – «дивья-бхава». Они могут себя вести как обычные люди, но те, кто с ними соприкасаются, не могут остаться равнодушными к духовному пути. Даже если каул говорит не о духовных вещах, у людей моментально появляется интерес к духовной практике, само его присутствие уже для многих становится обучением. С другой стороны, в этом мире немало людей с привязанностями, пытающихся говорить, что они каулы и тантристы, однако, как правило, каулы-авадхуты редко себя преподносят в таком виде. Как правило, они хранят в тайне свои знания, и открывают их только тем, кого готовы признать как близких им по духу, поэтому каулы в Индии часто ведут крайне закрытый от всех образ жизни. Высшие знания для простых людей они доносят в том виде, через что эти люди могут развиваться и что готовы воспринимать.
Происхождение понятий вамачара и дакшиначара
Понятия «вама» и «дакшина» в тантрической йоге могли появиться в кубджиковских и других тантрах, в которых особое внимание уделялось пяти ликам Шивы, из которых низошли различные тантрические знания. Эти категории знаний называются «шроты», или «амная», что означает «поток», или «традиция». Согласно одним тантрам, таких «амнай» – три, согласно другим – четыре, пять, шесть, семь или восемь, доходит до десяти. Все они означали определенные пласты знаний, изложенные в тантрических текстах той или иной категории. Тантриком считался тот, кто знал эти тантры и следовал им.
Амнаи распределяются по сторонам света. Вама и дакшина – это стороны света, им соответствуют северная амная, связанная с сомой, и южная, связанная с солнцем. Поэтому такие понятия, как вамачара, дакшиначара, в первую очередь означали определенное направление, основанное на тех или иных текстах. И, кстати, стороны света назывались «питхами», что буквально означает «место, где установлено божество», но это понятие изначально было связано с «идейным» установлением, которому следует тот или иной тантрик. Есть четыре таких питха: мудра, мантра, видья и мандала. Такая идейная база, основанная на текстах, и дала основу таким элементам тантры, как мудры, мантры.
Вопросы к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу
Как научиться строить нужные нам зависимости?
Зависимость – это условное понятие, можно сказать иначе, вместо «зависимость» – «связь» (самбандхана и бандхана). Это очень неоднозначное понятие, которое означает близкую связь с Божеством, с одной стороны, и с другой, может означать ограничение. Таких порой противоположных контекстов в некоторых терминах санскрита много. Например, «майя» может означать «иллюзию», но может и «Богиню», «мерность», «любовь». Или, например, слово «йога» тоже означает «связь», но может переводиться и как зависимость. А «каулизм» означает именно взаимозависимость всего проявленного, некой связью создающую единство (т.е. недвойственность) непосредственно в этом физическом мире, в котором двойственность остается, но она играет позитивную роль в виде украшения полноты духовного опыта.
Зависимости мы формируем постоянно в течение жизни, и наиболее верным способом развить желательные связи со всем мирозданием будет стабильное обучение в аутентичной духовной традиции под руководством Гуру, которому вы доверяете. При этом нужно постоянно осмысливать свой опыт и не останавливаться на достигнутом. Очень важна способность не увязать в тонких состояниях и не зацикливание на них, с одновременным их осознаванием, потому что чем выше идет ачара, тем она более шактийна (т.е. нестандартна и жива).
Так, в ведачаре – это просто делание правильно ритуала, следование четкости действий карма-канды. В вайшнавачаре – это уже наличие живой бхавы (чувства). Шайвачара по своей сути менее «формально саттвичная» и в ней больше выхода за пределы саттвичных правил, чем в вайшнавачаре. Дакшина – это когда из Шивы проявляется его более живая и динамическая природа, Шакти. В вамачаре эта природа усиливается через нестандартную форму тантрической пуджи. В сиддхантачаре расширение возможностей практики происходит через использование таких крайностей, как радикальные методы агхоры (совсем крайние) и максимально аскетические практики тапасви в йогачаре. Комбинация внешне противоречивых методов ещё больше расширяет сознание и устраняет в нём блоки. Каулачара – это путь сахаджи, когда вообще внешне у вас не остается ничего хорошего и плохого во имя усиления и выявления предельной божественной чистоты (дивья-бхава).
Авадхута – не просто ученый пандит, способный объяснить людям это состояние, авадхута – является этим состоянием, и зачастую это состояние невозможно передать словами вообще.
По материалам форума dharmanathi.ru