Агнисара-дхаути: «огненное дыхание» для отличного здоровья

  Агнисара-дхаути (ее же часто называют «Агнисара-крия») – «дыхание  огня» – одна из самых действенных очистительных практик. Это упражнение, которое можно отнести как к Шаткармам (т.к. это чистка), так и к пранаямам (т.к. это дыхание).

Наряду с Наули и Капалабхати ее надо делать ежедневно, натощак (через 3-5 часов после приема пищи, т.е. лучше всего утром до завтрака). «Просто делай это» – правило, которое отлично отражает логику выполнения Агнисара-дхаути. Как чистка зубов защищает зубы от кариеса, так и Агнисара-крия защищает нашу систему пищеварения от болезней и слабости. Положительный эффект от регулярной практики должен проявиться уже в течение 1 месяца.

«Агнисару» недаром называют «дыханием огня»: эта Шаткарма заметно усиливает «огонь пищеварения». Если вы сделаете 100-140 взбалтываний живота за практику, в этот день у вас может проснуться «зверский» аппетит! Те из вас, кто заботится о фигуре (или худеет), обратите на это внимание, и не переедайте после выполнения этой техники. Здоровый аппетит – это чудесно, но чтобы практика действительно «сожгла» все шлаки и токсины, лучше не прибавлять к своему рациону, а кушать как обычно, а если наблюдается нестерпимый «волчий голод» – «запить» водой. Постепенно аппетит нормализуется, и организм войдет в ритм.

Польза для здоровья. Агнисара-крия тонизирует органы брюшной полости, усиливая пищеварительный огонь, избавляет от несварения, газов, запоров, повышенной или пониженной кислотности, улучшает аппетит. Положительно влияет на функции печени и почек. Помогает бороться с депрессией («заряжает оптимизмом», т.к. способствует набору праны).

Последовательность освоения. Агнисара-дхаути является в некотором смысле подготовкой к выполнению Наули («Волны»), при этом в случае мастерского освоения Наули надобность делать Агнисара-дхаути отпадает вовсе. В свою очередь, для правильного выполнения Агнисара-дхаути полезно (но не обязательно) уже уметь делать Уддияна-бандху (брюшной замок): практика Агнисары немного сложнее и более трудоемка, чем Уддияна-бандха, а техника та же.

Противопоказания: Агнисара-крия не выполняется женщинами во время месячных и после второго месяца беременности (некоторые преподаватели не рекомендуют эту практику при беременности вообще); и по болезням:  при пупочной грыже, болезнях сердца, гиперфункции щитовидной железы, повышенном давлении (гипертония), язве (желудка или двенадцатиперстной кишки). Не применяется эта практики при диарее и других серьезных состояниях кишечника (что верно для всех Шаткарм!). Также практика не делается в течение 1 года после перенесения операции на брюшной полости (грыжа, аппендицит и т.п.), после беременности можно постепенно начинать делать уже через 2 месяца. Агнисара-крию не надо делать при болезни с высокой температурой (опять же, «внутренний» огонь), а также при инфекционных заболеваниях, и во время приема антибиотиков. Даже здоровые люди должны делать ее сообразно ощущениям, не «через силу».

Время выполнения: практика Агнисара-дхаути (как и другие Шаткармы) делается натощак. Практиковать эту крию на полный желудок вредно для пищеварения (оно ослабляется!). Считается, что после последнего приема пищи должно пройти не менее 4 часов, но еще лучше вообще делать Агнисару утром, до завтрака, причем после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, и принятия душа (или утренней ванны). Традиционно дыхательные упражнения, к которым, как мы уже говорили, Агнисара-крия относится, делаются после комплекса асан, но до медитации. Таким образом, вы делаете асаны, Шавасану, потом Агнисара-крию и другие пранаямы; потом желательно отдохнуть минут 30 перед завтраком.

Техника выполнения:

Подготовительная техника («дыхание запыхавшейся собаки»):

Садимся в Ваджрасану («позу молнии», она же «поза алмазной твердости»: сидя на пятках или между пяток). Ладони покоятся на коленях. Глаза закрыты.
В течение 1-3 минут расслабляем все тело, особенно живот – делаем его мягким.
Выпрямляем локти, немного наклонившись корпусом вперед, чтобы еще больше освободить живот (голову сильно не опускаем).
Открываем рот, высовываем язык (лицо расслаблено).
Начинаем попеременно быстро напрягать и расслаблять живот (втягивать-расслаблять), наблюдая, как это действие приводит к появлению такого дыхания, словно мы запыхались. Внимание: не надо форсировать дыхание, «специально дышать» - дыхание будет происходить само, если достаточно активно двигать животом (за счет работы диафрагмы). Такое дыхание похоже на то, как дышат собаки после быстрого бега.
Достаточно сделать 10-20 циклов дыхания за один подход. Не допускайте появления сильного головокружения и вообще не применяйте чрезмерных усилий. После передышки (15-60 сек) можно сделать еще 1-2 подхода.
Такую облегченную подготовительную практику желательно освоить до выполнения с легкостью, прежде чем приступать к основной технике (см. ниже).
Основная (полноценная) техника (выполняется после освоения подготовительной):

Сидим в Ваджрасане или Падмасане (позе лотоса). Ладони на коленях, глаза закрыты.
Делаем глубокий вдох и полный выдох (можно через губы трубочкой или носом), одновременно выпрямляя локти и упираясь руками в колени.
Без напряжения вытягиваем (удлиняем) шею, и делаем легкую Джаландхара-бандху - горловой замок, прижимая подбородок к грудине (подбородок не обязательно непосредственно касается грудины: для людей с длинной или малоподвижной шеей это может быть неудобно - но мы его туда направляем, насколько комфортно). Начинаем попеременно быстро напрягать и расслаблять живот, так долго, как это комфортно: стараемся сделать 10 (для начинающих)-30 (средний уровень) или больше «взбалтываний» (вжимаем живот внутрь и вверх – и расслабляем; вдох пассивный, за счет расслабления живота).
Когда задержка начинает становиться некомфортной, не спеша поднимаем голову, освобождая Джаландхара-бандху. Полностью подняв голову, делаем медленный вдох, очень легкий, без напряжения: не надо раздуваться. Фактически, воздух «сам входит» в легкие.
Наблюдаем, как восстанавливается нормальное дыхание. Отдыхаем 30-60 сек, затем делаем еще 2 подхода.

Мастерство в выполнении:

Вы можете выполнить до 100 и больше взбалтываний живота за 1 подход, на комфортной задержке. На практике для достижения желаемого эффекта бывает достаточно выполнять 3 цикла по 40-50 взбалтываний. Не забывайте отдыхать между подходами.
Вы можете комфортно выполнять технику в Падмасане, даже не опираясь руками в колени; спина при этом прямая; некоторые мастера при этом не делают Джаландхару.
У вас не возникает никакого дискомфорта и головокружения; лицо и плечи не напрягаются; задержка комфортная, и дыхание после выхода из нее не сбивается.
Когда выполнение упражнения становится привычным, можно добавить медитацию на Манипура-чакру (пупочный центр), визуализируя изображение чакры в животе и т.о. получая больший эффект.
Практикующие йогу отмечают быстрое увеличение «личной силы», т.е. среднего количества энергии, при регулярном выполнении. Агнисара-крия дает силу и энтузиазм.
Автор: Алексей Соколовский

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий