«Все, что происходит во времени — в прошлом, настоящем и будущем, — не более чем сон. Таков сокровенный смысл всех ведических писаний».
Нарада Муни, Шримад Бхагаватам, 4 песнь, глава 29
Сегодня мы немного углубимся в ведическую метафизику, для того, чтобы раскрыть хотя бы в небольшой степени одну загадочную тему, связанную с тонкой материальной реальностью, невидимой и потому неведомой очень многим людям. В этом нам поможетфилософия Санкхьи, являющаяся своего рода ведическим разделом метафизики, изучающим тонкие и грубые материальные объекты природы. Родоначальником этой философии был сам Кришна в образе своего воплощения Господа Капилы.
Мы постараемся узнать сегодня с вами — кто же на самом деле живет нашей жизнью, кто принимает решения, кто отвечает за то, какие тела мы получаем в этой жизни и в следующей, в конце концов мы узнаем — кто реально управляет нашими поступками сейчас. Очень сильно нам поможет в этом Шримад Бхагаватам и Великий Мудрец Нарада.
Где на самом деле протекает наша жизнь?
Очень важной темой является то, как мы на самом деле живем и воспринимаем окружающий нас мир. Большинство из вас наверняка скажет: мы используем свои органы чувств, чтобы видеть, слышать, осязать, обонять и испытывать ощущение от прикосновения. И это действительно так. Через познающие органы чувств человек получает информацию об окружающем мире. Но вот вопрос: а где мы испытываем наслаждение от соприкосновения с этими объектами?
Некоторые ученые материалисты, ничего не знающие о тонкой материи и ее устройстве скажут нам, что в нашем головном мозге присутствуют специальные рецепторы, а в теле особые гормоны, которые выделяются и реагируют на внешний мир, что доставляет нам так называемое счастье. По большому счету такие теории нельзя назвать научными, поскольку они основаны сугубо на эмпирических методах изучения (т.е. на том, что можно измерить, пощупать и т.д.). Таким ученым видима только грубая форма реальности, поэтому все их выводы, хоть и являются научными и доказанными, не могут объяснить процесс так, как он происходит на самом деле. Эти ученые не могут объяснить существование привидений, различных сущностей, духов и разных объектов тонкого мира, однако люди и здесь и там сталкиваются с тем, что эта реальность существует и даже воздействует на наш мир.
Согласно всецело полной и научной философии Санкхьи, представленой в Ведах и, в частности, в Шримад Бхагаватам, наша реальность состоит как из грубой материи, так и из тонкой материи. Все описанные выше существа могут не иметь грубого тела, который мы воспринимаем глазами, однако они имеют тонкое тело, которое может иметь форму из стихии огня (светящиеся существа), воды, а также из сочетаний их обоих или вообще из эфира. Частично такие тела можно видеть даже грубым зрением.
Наши эмоции, переживания, ощущения, наслаждения и страдания находятся в нашем тонком теле, состоящем из ума, разума иложного Эго. Это тонкое тело покрывает изначальную духовную частицу и затем, подобно русской матрешке, входит в более грубое тело, которое состоит из пяти грубых элементов (воды, огня, воздуха, земли и эфира).
Если человек задумается над этим, то придет к пониманию, что почти вся его жизненная деятельность протекает в УМЕ. И это легко доказать.
Каждое живое существо испытывает желания. Чтобы осуществить желаемое, мы начинаем обдумывать предмет своего желания в уме. Также, мы можем возвращаться в прошлое и вспоминать картины прошедших дней или даже жизней, но вся эта деятельность не касается грубого тела. Когда мы страдаем от обиды, наше грубое тело никак не участвует в этом процессе, однако мы можем потерять аппетит, стать слабыми или даже заболеть. Когда у нас умирает любимый человек или родственник, мы начинаем испытывать разлуку и страдания, и все эти переживания опять таки протекают в человеческом уме. Так, наслаждение от общения, горечь от расставания, память о прошлых наслаждениях их формы, желания и грезы о будущей мечте — представляют собой разнообразную деятельность, которая протекает в нашем тонком теле, но не в грубом.
По последним данным науки, в частности изучая достижения Американской медицины, можно прийти к выводу, что с точки зрения грубого материализма, вся информация, поступающая от органов восприятия, обрабатывается головным мозгом. В частности, ученые выявили и доказали, что ощущение наслаждения и боли нашего физического тела сосредоточены полностью в работе головного мозга. Так, на примере одного редкого заболевания у девушки после аварии, обнаружилось странное явление: все органы ее тела работают исправно, но она постоянно ощущает острую боль. Это ощущение боли генерируется импульсами головного мозга, для обеспечения предупреждения живого существа о неправильной работе органа тела. Однако в случае с этой девушкой, данная система дала сбой: импульсы посылаются, а органы в полном порядке. Точно таким же образом, мозг содержит и передает необходимые импульсы, которые отвечают за наслаждение тела. Правда, если бы ученые не были бы такими материалистами и смогли заглянуть чуть глубже, они смогли бы понять, что физические грубые импульсы головного мозга, большая часть которых остается для ученых за гранью полного понимания, является всего лишь грубой проекцией деятельности тонкого тела, которое располагается в эфире и через эту, самую тонкую форму материи, соединяется с грубым телом. Так, проанализировав деятельность грубых органов чувств тела человека, можно прийти к пониманию, что почти вся наша деятельность (боль, ощущение, восприятие, наслаждение и т.д.) на 80 % протекает в нашем уме, или в нашем тонком теле, а грубые органы чувств являются всего лишь неким безличным инструментом, соединяющим работу нашего ума с более грубой реальностью конкретных условий материального мира.
Почему мы ничего не знаем о своем тонком теле?
Если мы пришли к выводу, что в большей степени наша жизнь протекает в тонком теле, напрашивается резонный вопрос: почему мы ничего об этом не знаем?
Дело в том, что с наступлением века Кали, истинное знание стало утрачиваться, а человек деградировал до уровня животного. Сегодняшние люди века Кали в большей степени напоминают рафинированных животных. т.е. по своей сути они являются животными, так как преследует те же самые желания (секс, оборона, наслаждение, сон), но делают это более «цивилизованным» способом. Кроме того, как это не прискорбно, но истинное знание о материальном мире под воздействием эпохи Кали начало дробиться и серьезно искажаться. В результате почти все авторитетные источники как физического так и метафизического знания стали нести на себе отпечатки четырех склонностей человека — склонность забывать, склонность ошибаться, склонность обманывать, склонность впадать в иллюзию. Так изначальное знание было искажено или утрачено для большинства людей. Но поскольку область этого предмета (метафизика) находится за пределами восприятия наших чувств, люди не могут до конца понять законов, по которым функционирует тонкая материя и лишь строят догадки относительно своих мыслей или наблюдений по этому поводу. Получается, что даже при всем желании понять, что происходит в своем тонком теле и по каким законам оно живет, у человека вряд ли что-нибудь получится. Так, на сегодняшний момент люди знают о существовании различных существ в тонкой материи, они знают о том, что где-то находится их мысль или память, они знают о существовании проклятий, о существовании нетрадиционной медицины, магов и колдунов, но понять, что же это всё такое — у них нет возможности, поэтому традиционно все они делятся на два лагеря — тех кто верит в это, и тех, кто не верит.
Строение наших тел
Если же мы обратимся к Ведам, т.е. изначальному знанию, то поймем, что мысленные образы и память — существуют в физическом мире и даже имеют свою форму. Такую форму имеет и наш с вами ум и разум. Но увидеть эту форму невозможно используя наше грубое зрение.
Сейчас мы посмотрим на то, как состоит человек и как функционируют все его материальные тела.
Первая оболочка, это грубое материальное тело
Оно может состоять из пяти грубых элементов (огонь, вода, земля, воздух, эфир), как наши с вами тела, а может состоять только из двух или трех грубых элементов (такие тела имеют другие жители нашей вселенной). Это тело рождается и умирает постоянно. Оно может принадлежать нашему виду жизни (гуманоидный тип), который имеет девять отверстий, две руки и две ноги, а может принадлежать другим видам жизни, которые живут в воде, на земле, или в других средах и на других планетах. Это тело подобно пиджаку или куртке, которые мы надеваем, выходя на улицу. Когда куртка износилась, мы получаем новую. Так происходит переселение из одного тела в другое. Это тело не имеет памяти, оно не может мыслить, оно является всего лишь слепком с нашего тонкого прообраза в теле ума.
Тонкое тело. Оболочка Ума
Тонкая оболочка ума содержит в себе пять познающих и пять действующих органов чувств. Жизнедеятельность в оболочке Ума протекает благодаря жизненной силе. В некоторых писаниях ее также называют кундалини и сравнивают со Змеей.
Давайте разберемся с вами, почему так происходит:
Жизненная сила в тонком теле ума поддерживает жизнь опираясь на 5 воздушных потоков в теле: прана, удана, самана, апана и вьяна. Через эти пять потоков тонкое материальное тело взаимодействует с более грубым телом и обеспечивает его жизнедеятельность. Жизненная сила поддерживает пять потоков в теле и ее называют Змеей или Пятиглавым Змеем потому, что змея может жить питаясь одним воздухом. Жизненная сила обеспечивает всю работу не только грубого тела, но и тонкого материального тела, в частности работу Ума. Вот почему занимаясь дыхательными упражнениями можно повлиять на работу ума через практику восьмиступенчатой йоги (или аштанга-йога)
Главная особенность оболочки Ума
В тонком теле Ума мы постоянно медитируем на объекты материального мира. Мы представляем себе что-то из прошлого или из будущего. Эта медитация на грубые материальные объекты или ситуации приводит к тому, что наши желания, которые породили эти объекты — когда-то исполняются, т.е. то, что мы на мыслили в конечном итоге будет вынуждено воплотиться. Однако мы можем «медитировать» и на отрицательные объекты, и чувства. Это также продиктовано нашим желанием обиды или мести, или же разочарованием и гневом от того, что какое-то наше желание вдруг исполнилось не так.
Таким образом, если человек генерирует в своём уме радостные мысли, он вскоре будет жить спокойнее и умиротвореннее, а все события вокруг него станут как будто налаживаться и улучшаться. Если же в этом теле ума возникают отрицательные образы и негативные переживания, то вскоре к такому человеку начнут притягиваться и соответствующие события.
Закон, по которому происходит эволюция тонких объектов в уме к грубым объектам описывается в Шримад Бхагаватам, когда Капила объясняет начала материальной природы и Эволюцию духа в материю.
Однако самое интересное заключается в том, что рождая в своем уме материальные положительные или отрицательные образы, человек тем самым создает свои будущие воплощения в материальном мире. Так, сам того не зная, каждый из нас занимается кармической деятельностью, которая повергает всех нас в круг самсары или в круг постоянных перевоплощений из одного материального тела в другое.
В этой связи нужно обратить особое внимание на технику духовного совершенствования в Сознании Кришны. Прекрасно зная об этой особенности человеческого ума, великие йоги и мистики древности занимали свой ум медитацией на форму Бога.
У Бога есть форма, но она не имеет материальной природы, поскольку Бог — это чистый абсолют и он является полностью духовным. Когда человек занимает свой ум медитацией на духовную форму Бога — его материальный ум очищается, успокаивается и перестает генерировать объекты материального мира, продиктованные желаниями чувственных удовольствий. Так материальная деятельность человека (карма) прекращается, и он постепенно выходит из под влияния материальной энергии, а затем возвращается в духовный мир.
Материальный разум Прамада
Кто в действительности управляет нашей жизнью?
Оболочка Разума называется Прамадой, или «сводящей с ума» или также «материальным невежеством». Эта оболочка тоньше ума и она может воздействовать на него. Разум может решить как ему реагировать на жизнедеятельность Ума, но это еще не самое интересное…
Оболочка Разума человека — это и есть тот фактор, который в действительности руководит нашей жизнью. Чтобы лучше понять это, нам придется с вами отправиться на страницы Шримад Бхагаватам, туда, где мудрец Нарада будет рассказывать историю о царе Пуранджане.
Как духовное живое существо погружается в материю?
Узнав о невежественной деятельности царя Бархишата, великий мудрец Нарада исполнился состраданием к нему и решил объяснить ему, кто на самом деле управляет его жизнью в невежестве. Для этого, он поведал царю аллегорическую историю о неком царе Пуранджане, однако в этой истории он попытался объяснить как происходит погружение живого существа в материю. Чтобы лучше разобраться в этом, я вкратце опишу ее.
Пуранджана и Прамада
Когда-то живое существо (Пуранджана) или тот, кто существует о-о-о-очень давно пожелало насладиться материальным миром.
На самом деле изначальной причиной погружения дживы в материю является именно это желание — насладиться материальными благами или подчинить себе материальную природу. Вся материальная Вселенная создается только для таких живых существ, ибо именно это желание побуждает Верховного Творца создавать этот мир Иллюзии.
Это желание появляется в Ложном Эго, которое покрывает душу. Царь Пуранджана олицетворяет собой нашу душу, покрытую оболочкой Ложного Эго, вот почему он стал активно искать себе место, где бы он смог испытать все наслаждения. И самым подходящим для этого местом стало человеческое тело, которое представилось царю в виде города с девятью вратами. В этом городе находилось много парков, водопадов, украшенных зданий и прелестных ароматов. Все они символизируют различные чувственные наслаждения, которые можно испытать в теле человека. Однако попасть в город тела Пуранджана не мог, до тех пор, пока не вошел в любовный союз с некой прекрасной девушкой. Эту девушку звали Прамада, или Материальный разум.
Давайте разберемся почему все именно так?
Прамада, материальный разум, олицетворяет собой невежественное сознание. Дело в том, что Пуранджана не мог войти в тело — город, минуя хозяйку этого города — Прамаду. Это значит, что для наслаждения этим материальным миром, живой душе нужен специальный материальный, погруженный в невежество разум. Такой разум будет руководить деятельностью и нашего тела (город Пуранджаны) и нашего Ума, в котором живут наши многочисленные материальные желания. Царь Пуранджана влюбился в эту девушку и был очень счастлив ее встретить, ведь материальный разум открыл перед ним бесконечные возможности для материальных чувственных наслаждений.
Однако описывая деятельность царя Пуранджаны, великий мудрец Нарада замечает одну очень важную и загадочную деталь:
Шримад Бхагаватам, песнь 4. Глава 25 тексты 56-61
Запутавшись таким образом в собственных измышлениях, царь Пуранджана целиком погрузился в кармическую деятельность и потому оказался в полной власти материального разума. Обманутый им, он выполнял любые прихоти своей жены, царицы.
Когда царица пила хмельные напитки, царь Пуранджана тоже пил хмельные напитки. Когда царица обедала, он обедал вместе с ней, а когда она жевала, одновременно с ней жевал и царь. Когда царица пела, он тоже пел; когда она плакала, он тоже плакал, а когда она смеялась, смеялся и он. Когда царица принималась болтать, он вторил ей, а когда она выходила на прогулку, царь шел вслед за ней. Когда царица стояла, он тоже стоял, а когда она ложилась в постель, вместе с ней ложился и царь. Когда царица садилась, он тоже садился, а когда она что-либо слушала, он старался слушать то же самое. Он смотрел туда, куда смотрела царица, и нюхал то же, что нюхала она. Если царица прикасалась к какому-нибудь предмету, царь тоже прикасался к нему. Когда его дорогая царица скорбела, несчастному царю приходилось скорбеть вместе с ней, когда царице было радостно, радовался и царь, а когда она была довольна, он тоже испытывал удовлетворение.
Так был обманут царь Пуранджана, очарованный своей красавицей-женой. По сути, вся его жизнь в материальном мире была обманом. Этот глупый и несчастный царь, сам того не желая, исполнял все прихоти своей жены, словно ручной зверек, танцующий по приказу своей хозяйки.
Мудрец Нарада объясняет царю Прачинабархишату и всем нам, что попав под влияние материального разума, живое существо полностью забывает о том, кто оно, откуда оно пришло, какая у него природа и цель. Так, заместо него, его собственный материальный разум почти полностью овладевает его жизнью….
А что в реальности?
А в реальности, почти каждое живое существо (душа, истинное «Я» каждого) в этом материальном мире находится в глубоком сне. Оно даже не подозревает, что:
1 — план купить квартиру
2 — купить машину
3 — завести жену или мужа
4 — родить ребенка
5 — заработать много денег
6 — объездить весь мир
… и многие другие планы, связанные с материальным чувственным наслаждением — исходят как раз от этой очень привлекательной девушки, которою Нарада называет женой царя Пуранджаны и дает ей определение «Прамада» или «Сводящая с ума».
Люди строят планы на будущее, но даже не подозревают, что все эти планы не имеют к ним самим никакого отношения. Все эти планы строит материальный разум, и именно он решает где вы будете жить, что вы будете есть, какая у вас будет жена и квартира.
Нужно заметить однако, что материальный разум, Прамада, может выполнять совершенно обратную функцию, если вместо того, чтобы исполнять наши материальные желания, он будет получать непосредственные наставления от Сверхдуши, которая сопровождает в материальном теле каждое живое существо.
В нашей стране голос Сверхдуши или Параматмы в народе называли голосом Совести. Со-весть, это значит чья-то весть.
Такой вестью является голос Бога, который в образе своей экспансии-Сверхдуши сопровождает всех и по всюду. По своей природе изначально чистый разум живого существа может общаться с Богом через Параматму. Однако если же живое существо не желает признавать существование Бога, Сверхдуша становится исполнителем воли его материального разума и сама помогает ему забыть о себе.
Помимо Сверхдуши, на наш разум могут оказывать воздействие различные люди, существа, духи, ангелы, демонические личности, астральные создания или очень сильные мыслительные формы. В некоторых случаях особо могущественные живые существа и приведения из тонкого мира могут вообще поселиться в нашем теле так, что с виду это будет выглядеть так, будто в человека вселился Бес. Однако многие сегодняшние люди, даже не подозревают, что помимо вселения бесов в таких масштабах (когда изначальный обладатель тела почти полностью утрачивает над ним власть) почти 80 % людей находятся под влиянием других сущностей из тонкого мира, которые активно вмешиваются в их жизнь, заставляя осуществлять такие желания, которые в действительности, после очищения человека от этих существ — покажутся ему самому дикими и отвратительными.
Мы ничего не знаем об этом, но большинство из нас, прямо сегодня и прямо сейчас находятся в частичной власти совершенно других существ, которые обитают в тонких телах и могут оказывать воздействие на наш материальный разум.
Для того, чтобы указанные негативные живые существа не вмешивались в вашу жизнь, нужно вести чистый образ жизни и одухотворить свой материальный разум связью с Параматмой.
Изначальное желание материальной деятельности, которое заставляет разум создавать наши тела исходит из Ложного Эго. Это самая тонкая оболочка, сотканная из вожделения. Это вожделение и является тем фактором, который дает материальному разуму команду осуществлять наши желания.
Изначальная оболочка души — Ложное Эго
Изначальная, а потому самая тонкая оболочка, которая покрывает искорку духа в этом материальном мире — это оболочка Ложного Эго. На санскрите она называется АХАНКАРА, что значит буквально «Я ДЕЛАЮ». Поразмышляйте над этим и вы поймете, что в этом выражении кроется большая глубина, раскрывающая изначальную иллюзию, которая позволяет душе думать, что она является участником деятельности в материальном мире и наслаждается его результатами.
На самом деле все это действительно иллюзия, этого не существует!
Как же так? Да очень просто: наша душа не занимается деятельностью в материальном мире и не наслаждается ее результатами, это невозможно по самой ее природе — душа это дух, а наш мир — это материя. Однако когда у души появляется подобное желание (по своей природе оно тоньше самой тонкой материи) — это желание или «вожделение» (Кама) создает иллюзию такой деятельности, которая напоминает глубокий сон. Во сне мы можем представить, что стали императором мира, однако в реальности — мы остаемся теми, кто мы есть. Точно также изначальное «вожделение» живого существа обязывает Бога создать в некотором смысле своеобразный ИЛЛЮЗИОН для тех, кто хочет погрезить. Бог создает этот иллюзорный мир в состоянии глубокого сна, таким образом фактически Бог как бы грезит этим материальным миром, в котором мы, живые существа также погружены в грезы. Но нам, в отличие от самого Бога эти грезы кажутся настоящей реальностью!
Оболочка тонкого Ложного Эго покрывает изначальный свет духовной искры и заставляет душу считать себя реально существующим участником своей материальной деятельности. В действительности вся эта материальная деятельность создается с помощью необыкновенных качеств внешней энергии Кришны. Кришна создает с помощью своих энергий ИЛЛЮЗИОН, в котором сам же, с помощью своих же энергий — творит бесконечные иллюзии каждого живого существа. Эти иллюзии однако, создаются не для Кришны, так как ему такая деятельность не приносит какого-то особого наслаждения. Все эти иллюзии создаются для нас с вами, чтобы наши нереальные желания души обрели видимую реальность и как-будто воплотились в действительности.
Опасность остается всегда
Почти все, кто находятся в материальном мире рискуют вновь погрузиться в невежество. Это происходит потому, что тонкая оболочка невежества под названием Ложное Эго сохраняется до конца пребывания живого существа во Вселенной.
Вот почему постоянно быть на чеку и контролировать работу своего ума — задача любого, кто хочет навсегда покинуть этот мир и вернуться домой, к Богу.
Вот, что по этому поводу говорит Шукадева Госвами, главный рассказчик Шримад Бхагаватам.
Шримад Бхагаватам, песнь 5. Глава 6, стихи 2-5
Опытный охотник знает, что, если отпустить пойманных зверей, они непременно убегут, и потому не теряет бдительности. Так и тот, кто достиг совершенства в духовной практике, не доверяет своему уму и бдительно следит за каждым его шагом.
Все истинные мудрецы сходятся в том, что ум по своей природе очень непостоянен и потому не следует заводить с ним дружбу. Если мы доверимся нашему уму, он в любую минуту может нас обмануть. Даже Господь Шива потерял самообладание, когда увидел Мохини, воплощение Господа Кришны. Не избежал падения и такой великий йог, как Саубхари Муни.
Неверная жена может не задумываясь изменить мужу и завести себе любовников, и иногда случается, что любовники такой женщины безжалостно убивают ее мужа. Точно так же и ум: если йог доверится ему и даст свободу, ум заключит союз с врагами — вожделением, гневом, жадностью, — и они непременно убьют йога.
Именно ум является корнем вожделения, гнева, гордости, жадности, скорби, иллюзии и страха — оков, что удерживают душу в рабстве кармической деятельности. Так разве станет мудрый человек доверять уму?