ЗАКЛИНАТЕЛЬНИЦЫ ОГНЯ
С доисторических эпох огонь магическим образом действовал на людей. Еще задолго до того, как наши предки научились его добывать и использовать, они зачарованно смотрели на красное пламя, пожирающее пораженные молнией деревья. Люди тогда уже знали, что маленький огонек может превратиться в сплошную полыхающую стену, закрывающую небосвод и уничтожающую все на своем пути.
Добывание огня на Крайнем Севере с помощью трения палочки о деревянную плошку. Гравюра на меди.
Впоследствии было обнаружено, что при правильном обращении огонь может стать надежным другом, защищающим от клыков и когтей диких животных и обогревающим в холодную пору.
Самые древние следы использования огня, оставленные первобытным человеком 1,3—1,6 млн. лет назад, были найдены на стоянке Чесованджа в Восточной Африке. В конце нижнего палеолита костровища уже горели повсеместно, и это открытие позволило ученым сделать вывод о том, что в данный период огонь при необходимости научились добывать искусственно. Существовало несколько способов получения искры: выпиливание, с помощью «огневой» пилы; высверливание, с применением двух палочек; высекание, посредством удара камня о камень и др. О появлении первого рукотворного костра повествуется в мифе африканского народа чагга «Как люди добыли огонь»:
«Раньше у людей не было огня. Они вынуждены были есть мясо и бананы р: сырыми, как павианы.
Однажды, как всегда, дети погнали скот на пастбища и взяли с собой сырую пищу. Там они вырезали себе стрелы и стали играть. Один мальчик положил стрелу на кусок дерева кихомбо, которое там лежало, и начал крутить стрелу в руках. Стрела нагрелась, и мальчик крикнул товарищам:
— Кто хочет потрогать?
Дети подошли, и он прикоснулся к ним нагревшейся стрелой. Дети вскрикнули и разбежались. А мальчик стал вертеть стрелу еще сильнее, чтобы она нагрелась еще больше, а потом снова дотронулся ею до детей. Тогда и они стали помогать ему и предложили:
— Давайте нагреем еще сильнее. Они снова начали вертеть стрелу —
тогда появился дым. Клочок сухой травы, лежащей внизу, начал тлеть. Дети принесли еще травы, чтобы увидеть больше дыма и повеселиться. И в то время как они стояли и смотрели, вверх взметнулось пламя — пшш... пых!»
Сюжеты о том, как люди научились добывать огонь или получили его у богов, часто встречаются в сказаниях, во многих из которых указывается, что первой обладательницей огненного элемента была женщина. Например, в предании народа ли (Китай) «Цин-цин и Хуп-хун» рассказывается о девушке, научившейся высекать огонь с помощью кремния. Героиня этой сказки, принцесса Цин-цин, влюбилась в метельщика дворца Хун-хуна и придумала хитроумный план, чтобы выйти за него замуж. Для осуществления своих замыслов Цин-цин притворилась больной. Император издал указ, из которого следовало, что человек, вылечивший принцессу, станет его зятем. Хун-хун, находясь в сговоре с девушкой, преподнес ей чашку обыкновенной воды, и она поправилась. Однако император передумал и начал угрожать дочери, что прогонит ее из дворца, если она не откажется от замужества. Принцессе вместе со своим возлюбленным пришлось уйти. Изгнанники поселились на острове Хайнань и стали основателями ветви народа ли. Цин-цин с мужем жили за счет охоты на горных кабанов, и однажды с ними произошел следующий случай: «На равнине кабанов было мало, и Цин-цин с Хун-хуном поднялись на гору Пяти пальцев. Принцесса не умела лазить по горам, она оступилась, из-под ноги покатился камень. Он ударился о большой камень у подножия горы, и принцесса увидела искру. Вернулась она домой, взяла два камня и стала их бить друг о друга. Полетели искры». Далее в сказании говорится, что после ее открытия народ ли еще долго использовал кремень и кресало для высекания огня.
Интересно, что до недавнего прошлого существовали племена, которые не владели искусством получения огня.
Чародейки Вандервельта, взывающие к духам Огня. Гравюра 1626 г.
Знаменитый русский ученый-путеше ственник Н.Н. Миклухо-Маклай, живший какое-то время с аборигенами Новой Гвинеи, в своих записях отмечал: «Папуасы не умели добывать огонь, и, когда я спрашивал их об этом, они не понимали моего вопроса и даже находили его смешным. Они говорили, что если у одного погаснет огонь, то он найдется у другою; если во всей деревне не будет огня, то найдется в другой». Отдельные племена, даже знакомые со способами добывания огня, все равно предпочитали его поддерживать, а при смене стоянки брали с собой тлеющую головешку, как, например, поступали некоторые народы Австралии.
Следили за огнем женщины. Они являлись настоящими хранительницами очага. Между ними и огнем существовала особая магическая связь, для подчеркивания которой очаг часто изготавливали в форме женского живота. Считалось, что в чреве каждой женщины пылает огонь, подобно пламени в очаге, и именно он выступает в качестве настоящей Матери ее детей, согревая и выращивая зародыш.
В средневековых памятниках уйгурского письма покровительница детей алтайских народов богиня Умай (Ымай) встречается в значении «плацента» (послед) и «чрево матери». Она неразрывно связана с Хозяйкой Огня, обитающей в очаге. Шаманы по случаю рождения ребенка приносили Умай жертвоприношения, выливая в горящий очаг чашку масла. При этом они произносили следующие слова: «Тебе, мать моя Ымай, я даю пищу, ты выкушай одну чашку». А сами роженицы обращались по направлению к очагу со специальными заклинаниями, подобными нижеприведенному:
0гонь.-Магь моя,
Имеющая 30 зубов,
Огонь-Мать моя,
Имеющая 40 зу6ов!
Днем — караулящей будь,
Ночью — охраняющей будь,
Ребенка моего карауль!
Сила Огня символизировалась красным петухом. Она могла быть как положительной,
так и отрицательной. Чтобы вызвать эту силу, жрицы исполняли специальный
эротический танец под звуки флейты.
Хорошим подношением Матери всех Огней, под которой подразумевалась единая животворящая Сила, частично пребывающая в каждом очаге, считалось красное платье, становившееся при сжигании ее одеждой, или кусок ткани сходного цвета с отверстием в середине, чтобы у Хозяйки Огня, богини Умай, было много детей. Горно-алтайские телеуты называли плаценту также ымай. После удачных родов женщины закапывали ее в юрте около домашнего очага, а в случае смерти младенца отдавали собаке, чтобы подобное несчастье не случилось в будущем. Зарывая послед, они приговаривали: «Имей корни, как у ячменя»; «имей ветви, как у можжевельника». Это заклинание имело цель дать новорожденному здоровье и силы на всю жизнь. Для зачатия ребенка бездетные супруги иной раз обращались к шаману с просьбой извлечь из-под очага многодетной матери послед и перенести его на то же место в их собственной юрте. В обязанности женщин входило постоянное поддерживание огня в очаге. Особенно это было актуально в суровых условиях Севера, где огонь являлся i.Ko символом жизни, но и самой жизнью. «Огня нет — корня нет, человек пропадет», — любили повторять кеты. Также хранительницы очага следили, чтобы на него случайно не попала чужая посуда или какой-либо пришлый человек не вынес огонь из жилища. Все это могло нанести оскорбление Хозяйке, а тогда пришла бы беда — огонь мог обидеться. Данная тема часто встречается в северной мифологии. Вот что говорится об этом в селькупском сказании «Огня Хозяйка»:
«Давным-давно зто было. Жили люди на стойбище. Однажды все мужчины пошли в лес на промысел — в чумах только женщины да дети остались... Огонь весело горит, мать и сына греет. Вдруг искорка обожгла ребенка, мать топор взяла, Огонь рубить стала. Огонь вовсе потух... Во всем стойбище нет Огня... Никто разжечь Огонь не может. В очаге сидит едва заметная Старуха, кожа ее, как Огонь, горит. Говорит бабушке: «Что это ты разжечь меня пытаешься? Невестка твоя меня обидела! Огонь я тогда дам, когда она сына мне- отдаст — из сердца его Огонь вам дам!» Бабушка (обращаясь к снохе) говорит: «Все семь родов людей из-за тебя без Огня остались! Сына сноого — отдай!»
Аллегорическое представление двух огненных сил Вселенной (Солнца и Луны), объединенных женским началом.
И Хозяйка Огня в огненном вихре с сыном той женщины скрылась... Бабушка сказала: «Отсюда сказка-предание пойдет, что кровью сердца сына своего Огонь ты зажгла».
Зная об обидчивом нраве огня, ненцы оставляли женщин одних в тундре, если при перекочевке в их волосы попадала искра. Такие женщины считались «отмеченными» огнем и рассматривались как пища, которую он выбрал для себя.
Хозяйку Огня нередко представляли в образе старухи в красных одеждах и с развевающимися красными волосами, которая непрерывно рожала своих дочерей — языки пламени. Именно такой описывали Огонь-Мать Туй-Немы, постоянно обитающую в очаге нганасаны. По преданию, Туй-Немы родилась в жилище Матери Земли в яре Хиюда-дико (Трутов Яр). Чаще всего этот мифический Яр располагали далеко на юге, и как раз с внешней южной стороны чумов ставили специальные очажные нарты, служившие средством транспортировки очага при переездах.
В других мифах огонь может выступать в качестве дочери Солнца, и поэтому между этими двумя сущностями, дарящими тепло и свет, просматривается неразрывная связь. Так, жеищины-нганасанки носили на шее сими - мешочек с золой и блестящим предметом, называемым Солнце-глаз. Этот амулет служил для привлечения сил Небесного и Земного Огня.
В легендах юкагиров Мать-Огонь выглядит как маленькая обнаженная девочка, прозванная ими Лочид Амаи, а у китайцев богиня печи Лу-ry предстает в виде красивой юной девушки, обожествленной после совершенного подвига. Об этом подвиге рассказывается в китайском сказании «Богиня печи». Лу-гу, которую при земной жизни звали Чжэнь-чжу, жила вместе со своим отцом, кузнецом Чжаном, около селения Синьдяньчжэнь. Вскоре после того как ей исполнилось семнадцать лет, из горы Фениксов, расположенной неподалеку, появился громадный, «в чжан длиною, в восемь с лишком чи высотою», железный бык.
Античная богиня Огня и домашнего очага Гестия (Веста). Мраморная статуя,
V в.до н.э.
Он стал уничтожать урожай на полях, который должен был обеспечить крестьян пищей, и ни один молодец не мог его одолеть. Начальник уезда повелел кузнецам, если они хотят сохранить свои головы, изловить и усмирить быка в короткие сроки. Кузнецы построили большую плавильную печь и загнали туда разъяренное животное. Однако никаких результатов это не принесло. Железный бык стоял в бушующем пламени печи много дней подряд, но остался совершенно невредимым, лишь только черный дым валил у него изо рта. Чжэнь-чжу долго размышляла о том, как помочь кузнецам, и вспомнила рассказ своей бабушки о девушке, которая бросилась в огонь, чтобы помочь людям расплавить железо. Чжэнь-чжу отвязала от своего носка ленту и накинула ее на бычий рог. «Что за диво! Красным стал рог, вмиг расплавился. Увидела это Чжэнь-чжу, стиснула зубы, изловчилась, в печь прыгнула, никто удержать ее не успел. Кинулись кузнецы к печи, да поздно: бушует пламя, а Чжэнь-чжу стоит, крепко-крепко за быка держится. Минуты не прошло, расплавился бык, ну, прямо снежный ком на солнце, обмяк и свалился. Утихло пламя. Ни девушки, ни быка в печи не было, всю ее красный, как огонь, металл заполнил». Люди не забыли юную Чжэнь-чжу. В память о ней в селении Синьдяньчжэнь, в стороне восхода Солнца, они возвели храм и установили в нем статую девушки, а над входом написали: «Слава тому, кто ради спасения людей смело в огонь прыгнул!»
Женщины выступали в качестве заклинательниц Огня уже во времена мезолита и оставались таковыми на протяжении тысячелетий, на что указывают результаты археологических раскопок, проведенных в разных уголках земного шара, в том числе и на территории России. В могильнике Черная Гора на Ря-занщине, относящемся к IV—III тыс. до н. э., было обнаружено захоронение трех человек, уложенных вниз лицом. Среди них была женщина 20—25 лет с поднятой вверх рукой, что, возможно, отражало какой-либо ритуальный жест, а около ее головы находилась модель очага.
Реконструкции парадного дворцового зала в Пилосе. Вцентре - Священный Огонь Остров Стронгеле, Балканы.
Вместе с женщиной были также захоронены многочисленные амулеты, изготовленные из зубов и костей диких зверей. Судя по этим данным, женщина когда-то была жрицей Огня и проводила ритуальные церемонии в его честь.
Жрица-наставница со своими ученицами. Гравюра на меди И. Фаванна, XVIII в.
Этнографические изыскания показали, что лица культового статуса очень часто погребались именно ничком. Подобные захоронения были найдены и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и на Крайнем Севере. К примеру, на полуострове Таймыр заклинательниц Огня хоронили лицом вниз на нартах, с впряженными оленями. Согласно шаманским взглядам, олени доставляли нарты с покойником в загробный мир. В античный период греко-римской истории жрицами Огня являлись весталки, служительницы культа богини Весты (Гестии). Гестия была старшей дочерью титана Кроноса и богини Реи. Сразу же после рождения богини Кро-нос проглотил ее, как, впрочем, и всех своих последующих детей, поскольку боялся предательства с их стороны. Тем не менее ему не удалось этого избежать. Его младший сын Зевс, хитростью спасенный Реей, свергнул Кроноса и освободил из утробы отца своих братьев и сестер. Боги обрадовались появлению Гестии, а Посейдон и Аполлон сразу же предложили ей руку и сердце. Однако Гестия решила навечно остаться девственницей. Зевс одобрил ее порыв и назначил сестру богиней домашнего очага и огня. Ярко пылающие очаги, являвшиеся очагами Гестии, были в каждом доме, и на них по случаю любых торжеств возлагались жертвоприношения в честь этой богини, выступающей также покровительницей семейного счастья. Поскольку государственные деятели Греции и Римской империи считали все подвластное им население одной большой семьей, они возвели Гестию-Весту в ранг общегосударственной богини-охранительницы. На Форуме был построен посвященный ей храм округлой формы, напоминающий очаг. Внутри святилища, олицетворяя саму Весту, горел вечный огонь. Там же хранились священные символы власти. Этот храм запрещено было посещать всем мужчинам, кроме верховного жреца. Но, конечно, данный закон время от времени нарушался. Историческим фактом является то, что Клодий, переодевшись в женщину, как-то проник в святилище Весты вслед за дамой своего сердца — женой Цезаря. Клодий был вскоре разоблачен и наказан, а Цезарь, разводясь со своей супругой, произнес известную фразу: «Жена Цезаря должна быть вне подозрений».
Священный Огонь, пылающий в храме, считался рожденным от самой Матери Земли, поскольку его добывали с noMOuji.ro трения деревянных палочек. Уже из храма Огонь доставляли в новые колонии и поселения. Его потеря по каким-либо причинам была равносильна большому несчастью, и в этом случае проводился торжественный ритуал его возрождения.
Хранительницами Священного Oгня, как уже упоминалось, были весталки, институт которых сохранялся до конца IV века. Весталками становились девочки 6—10 лет, принадлежащие к знатным родам. Сначала по жребию выбирали 20 девочек, а потом верховный понтифик находил среди них наиболее способных. После этого они выходили из отцовского подчинения и поселялись при храме.
В течение всего срока службы, длившегося 30 лет, весталки должны были, подобно Весте, оставаться девственницами. Первые десять лет их пребывания в храме посвящались только обучению, следующие десять — непосредственному выполнению своих обязанностей и последние годы — передаче опыта подрастающему поколению. По окончании времени жречества они становились свободными и могли выходить замуж.
Молодые девушки, готовящиеся стать жрицами Огня, должны были беспрекословно выполнять любые указания своих наставниц, Рисунок, приписываемый Х.В. Грюну.
Руководила девушками старшая ! жрица, которая получала приказания непосредственно от верховного понтифика. Она следила, чтобы ее подчиненные неустанно поддерживали огонь и вели себя достойно. Если огонь по упущению весталок все же угасал, провинившуюся нещадно секли, а в случае нарушения обета целомудрия живьем закапывали в землю.
Весталок легко можно было узнать на улицах городов по длинным белым одеждам и головным повязкам, стягивающим косы. У горожан они пользовались большим почтением и имели определенные социальные льготы. Например, весталки без ограничений распоряжались своей собственностью и могли свидетельствовать в суде без присяги.
При проведении ритуалов в честь Огня использовался специальный кинжал с бронзовой насадкой на острие в виде языков пламени. Фото О. Диксона, архив ОИП
«Мезосознаниеа ».
Они считались неприкосновенными, и нарушившие это табу карались смертной казнью. Если же на пути весталки оказывался преступник, приговоренный к смерти, его отпускали на свободу.
9 июня, во время ежегодных праздничных церемоний, проводимых в честь богини Огня и называемых веста-лиями, длинноволосые девственницы совершали торжественные ритуалы и жертвоприношения. При этом, подходя к алтарю Весты, жрицы закрывали свои лица. Судя по всему, данную традицию они унаследовали от древних шаманов, прячущих глаза в течение всей службы под длинной кожаной бахромой, чтобы воспринимать свет огня рассеянным взором. По праздникам храм заполняли женщины, пришедшие сюда босиком. Они молили Весту о благословлении их дома и семьи.
Священная игра с Огнем. Гравюра, приписываемая Х.В. Грюну.
Согласно мифологии, детей весталок, родившихся в результате союза с богами, ждало великое будущее — они были предназначены стать правителями. Так, Рея Сильвия, дочь легендарного царя города Альба-Лонги Нумитора, была отдана в жрицы богини Весты своим дядей Амулием, свергнувшим с трона ее отца. Амулий знал, что весталки должны блюсти обет целомудрия, а значит, не вступать в брак и не иметь детей, которые в будущем могли бы претендовать на его власть. Однако Рея Сильвия, называемая иногда Илией, уступила богу войны Марсу и родила от него близнецов Ромула и Рема. За нарушение обета Сильвию-Илию и ее детей Амулий приказал бросить в реку Тибр. Женщину спас речной бог Тиберин и взял ее себе в жены, а Ромула и Рема вынесла на берег река. Братьев подобрала волчица и вскормила своим молоком, а священная птица бога Марса, дятел, приносила им мясо. Спустя какое-то время мальчиков взял на воспитание пастух Фастул, у которого они и жили, пока не повзрослели. Однажды, когда юноши пасли скот, у них разгорелась ссора с пастухами бывшего царя Нумитора, после чего Ромул и Рем оказались в плену и предстали перед глазами своего деда. Он признал внуков и уговорил их отомстить Амулию. Братья согласились и, ворвавшись с отрядом бойцов в Альба-Лонгу, убили Амулия и вернули власть законному владельцу. Узнав о своем царском происхождении, юноши решили сами стать властителями и для воплощения этого желания основали город на том месте, где их нашла волчица. Но в результате спора из-за наименования города Рем погиб. Город же назвали Римом (Рома), в честь Ромула, который и стал его первым царем. Так дети весталки прославились в веках.
Жрицы Огня, подобные весталкам, встречались у разных народов по всему миру. У инков Перу их нарекали девственницами Солнца. Девочек, предназначенных к высокой миссии жриц, забирали из семей и отправляли в далекую обитатель, где они ткали полотна и занимались вышиванием, находясь под постоянным наблюдением пожилых женщин — мамакон. Главная обязанность девственниц Солнца, как и римских весталок, состояла в поддерживании Священного Огня, зажигаемого во время празднования летнего солнцестояния. Кроме этого, жрицы пекли из кукурузной муки пироги для своего правителя — Великого Инки. Он один мог нарушать их уединение и входить в окруженный неприступными стенами храм Солнца. Все девушки считались его невестами, и он мог выбрать любую из них для себя или для своих приближенных. Если девушку заставали с незнакомым мужчиной, ее, так же как и весталку, живой погребали в земле. Незадачливого возлюбленного душили, а деревню, откуда он был родом, разоряли.
Культ Огня сохранился вплоть до наших дней во многих туземных племенах, а также в некоторых странах Востока, например в Японии. Владычица Солнца Аматэрасу у японцев является верховным божеством национальной религии синто, что означает «путь богов». Аматэрасу принадлежат три священные реликвии, которые выступают атрибутами власти, полученной первым императором страны от богов. К этим святыням относятся: зеркало Ята ми кагами, меч Амэ-но муракумо но ЧУРУ™ и камень из яшмы Ясакаки но магатама. По преданию, с помощью данных вещей богам удалось выманить Аматэрасу из небесного грота, куда она спряталась от своего брата, бога урагана Сусаноо. После самозаточения богини Солнца на Землю и Небо спустился мрак и ожили злые духи, которые начали приносить людям горе и страдания. Совет богов, собранный на берегу Небесной реки, постановил позвать на помощь наганакидори — «долгопоющих» петухов. Однако, хотя птицы и голосили непрерывно целый час, это не помогло вызвать Солнце. Тогда боги из коры деревьев с Небесной (Мировой) Горы развели большой костер и провели сеанс предсказания. Они клали лопатки Небесного Оленя (мифическая сущность, символизирующая у многих народов движущую силу Солнца) на раскаленные камни, затем протыкали кость острым шипом и по образовавшимся трещинам искали ответ на мучивший их вопрос. Когда решение было получено, небесный кузнец Амацумара и богиня-литейщица Исикоридомэ изготовили Священное Зеркало. Они подвесили его на средних ветвях Мирового Лрева Хахака, вырванного ими с Мировой Горы и перенесенного к дверям убежища Аматэрасу. На верхних ветвях боги развесили множество драгоценных камней, в том числе и камень из яшмы, а на нижних — полоски белой и зеленой ткани. Когда все было готово, боги начали демонстративно веселиться, пытаясь заинтересовать богиню Солнца. Это им удалось. Заинтригованная Аматэрасу приоткрыла дверь грота и спросила их о причине столь шумного празднества. Ей ответили, что появилась новая богиня, более могущественная и красивая, чем она.
Барельеф в виде перекрещенных женских рук из котошского храма (Перу). В этом
святилище, возведенном в 1800 г. до н.э., за счет умело построенного воздухопровода
горел вечный Огонь.
Аматэрасу очень захотелось взглянуть на эту выскочку и проверить правдивость слов, сказанных о ней. Выглянув, она увидела свое отражение в зеркале и, приняв его за соперницу, сильно удивилась. Ее взору предстала девушка невиданной красоты. Аматэрасу сделала шаг по направлению к своему отражению. Тогда боги накинули на нее веревку из рисовой соломы и вытянули из темницы. После этого на Небе и Земле вновь стало светло и радостно, а виновник всех бед Сусаноо был изгнан из обители богов.
Спустя какое-то время после вышеописанных событий богиня Аматэрасу послала на Землю царствовать своего внука, ставшего первым японским императором. Ему она вручила три свои реликвии. Они, как указывается в летописях, вот уже 2600 лет передаются по наследству от императора к его преемнику. Все правители, согласно желанию Аматэрасу, благоговейно почитали священные дары и всегда хранили их при себе. В 97 году до н. э. на престол вступил император Судзин, который, боясь осквернить святыни Солнца, отдал приказ сделать копии зеркала и меча. Дубликаты он оставил при себе, а оригиналы повесил на дерево, посаженное среди каменного алтаря » специально выстроенном храме. Охранять священные реликвии была поставлена принцесса, получившая титул первой японской жрицы Небесного Огня.
Венера, любующаяся своим отражением в зеркале. Веласкес. В Японии к уловке с зеркалом прибегли боги, чтобы вызвать богиню Солнца из небесного грота.
В период правления императора Кейко (71 — 131 гг.) культы зеркала и меча разделились и для последнего возвели отдельный храм.
Однако именно зеркало считалось реальным воплощением самой богини Солнца и было окружено особым почетом. Штат служительниц в храме постоянно разрастался. Возглавляла его верховная жрица-сайгу, которая, как правило, являлась принцессой. Ее избрание на эту должность представляло собой сложную и торжественную процедуру. Сначала проводили ритуал предсказания на весь срок жречества сайгу, а только потом она переезжала в храм. Сайгу, подобно другим жрицам Огня, должны были оставаться девственницами. Тем не менее, как указывается в Исесских сказаниях X века, обеты часто нарушались и юные затворницы предавались любовным утехам. Для сайгу, так же как и для римских весталок, устанавливались особые правила поведения, чтобы проблемы суетного мира не мешали им выполнять свою миссию. Например, несовместим был со званием сайгу траур. Поэтому после смерти родителей девушка неизбежно покидала свой пост. И в настоящее время жрицы Священного Зеркала в храме богини Аматэрасу в Исэ единственные в Японии, кто свободен от траура по случаю смерти императора.
Интересно, что никто не знает, как выглядит Священное Зеркало Ята ми кагами, поскольку еще в глубокой древности его обернули материей и заключили во множество ларцов. С тех пор ни один человек, включая самих жриц, не имеет права взглянуть на него. Сейчас оно хранится в деревянном храме богини Солнца в Исэ. Этот храм заново отстраивается каждые 20 лет, а накануне его открытия, под покровом ночи, заклинательницы Небесного Огня переносят святыню в новую обитель. Другие реликвии — меч и яшма — тоже скрыты от глаз многочисленными слоями ткани и находятся в специальных местах.
Как и тысячи лет назад, огонь так же ярко пылает в храме Солнца. Люди приходят на его свет и, вглядываясь в гущу огненных языков, пытаются увидеть грядущее и распознать свою судьбу. Но, как известно, человек сам творец собственной жизни, а огонь, согревая своим теплом, осветит путь, следуя которому можно обрести себя. |