Как работает Майя и что такое Карма-канда

 

Санскритское слово карма обозначает деятельность, приводящую к определенным материальным последствиям.

Эта деятельность может проходить на грубом, телесном плане или на уровне наших мотивов, мыслей и чувств.

Эта деятельность может быть благочестивой (карма), то есть соответсвующей указаниям священных писаний, или греховной (викарма), то есть противоречащей указаниям писаний.

Подобным образом материальные последствияэтой деятельности могут быть благоприятными или неблагоприятными.

И наступать эти последствия могут немедленно (прарабдха-карма), в будущем, в течении этой жизни, в последующих жизнях (санчита-карма и криямана-карма).

Итак, Карма, или материальная деятельность — какой она бывает?

Греховная деятельность

Самой грубой формой кармы являются всевозможные виды атеизма и материализма. Это начинается с примитивных философий типа «ешь, пей, веселись и ни о чем не думай», «эх, живем только один раз…». На другом же конце ее стоят утонченные призывы интеллигенции к развитию ценностей гуманизма, науки, культуры и искусства. За примерами далеко ходить не надо, Вы их можете привести больше, чем мы. Хотя такие люди отвергают существование верховной власти Бога, или просто не думают о Нем, им все же приходится признать ее, когда Господь является им в виде неумолимой смерти. И после смерти, как описывается в Бхагавад-гите  им предстоит влачить безрадостное существование в течение длительного срока – сперва на адских планетах, а затем в животных формах жизни.

Такие люди считают себя хозяевами материальной природы, но в действительности являются рабами своих чувств. И какими утонченными они не казались бы, они не в силах отказаться от пристрастия к мясоедению, употреблению одурманивающих средств, недозволенных половых отношений и азартных игр. Эти пристрастия ослепляют человека и подталкивают на совершение греховных поступков.

Кришна объясняет этот процесс в Бхагавад-гите  (2.62-63):

«Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, заблуждение затмевает память. Когда память в затмениип, пропадает разум, а когда разум потерян, человек падает на дно материального мира».

Мы никогда не сможем почувствовать полного удовлетворения через удовлетворение чувств. Потому что душа духовна по своей природе и не имеет ничего общего с этими материальными умом и чувствами – подобно тому, как какой бы красивой и удобной ни была одежда, она никогда не утолит голода или жажды.

«Я самая обаятельная и привлекательная…» — Майа.

Кришна объясняет нам, что несмотря на всю иллюзию независимости, такие люди находятся под строгим контролем материальной энергии, майи, которая сперва соблазняет их привлекательными объектами этого мира, а затем ввергает их в пучины страдания. Таким образом она воспитывает их, отучая от зависти и эгоизма.

В Шримад Бхагаватам приводятся несколько ярких иллюстраций того, как даже одно чувство, овладевая нашим сознанием, приводит к окончательной погибели

История про рыбу

Давным давно, в большом зеленом пруду жила-была одна рыба. Это была вполне добропорядочная рыба. В школе она училась на отлично и после этого, между прочим, закончила Рыбный Институт. И теперь вот уже много лет, как она добросовестно работала инспектором в местном «Рыбнадзоре», обеспечивая полный достаток своей семье.

И вот однажды на дежурстве, проплывая между старой корягой и зарослями водорослей она вдруг увидела ЕГО. Это был перламутровый, розовый, нежный червяк. Именно такой, о каких она читала в энциклопедии и слышала в детстве от старенькой бабушки. Рыба зажмурила глаза – может быть это сон? Затем вновь приоткрыла их – нет вот ОН, червяк! Изящно шевелится, и влечет и манит… Слюна начинает выделяться под языком и заполняет рот. Плавники начинают двигаться сами собой, и незаметно он оказывается уже в двух сантиметрах. Оп! Червяк уже во рту. Старенькая бабушка была права. Какое чудо! Какой изысканный вкус! Вот оно, совершенство жизни!…

А в это время наверху рыбак замечает, что поплавок начинает мелко подрагивать. Но он ждет. Ждет, пока рыба заглотит наживку поглубже. И вот, наконец червяк продвигается по пищеводу в желудок. Рыба не знает, что внутри его находится роковой крючок… Так вкусно… И вдруг! Что-то впивается изнутри, тащит вверх. Перед глазами кружатся водоросли, старая коряга, крона деревьев, чей-то восторженный крик… А затем пелена…

История про пчелу

Пчела очень любит аромат цветов. Целый день она летает от одного цветка к другому, собирая капельки нектара. Вот тонкий запах жасмина, а вот изысканный аромат розы… И наконец она наталкивается на цветок лотоса. Это венец всех мечтаний пчелы. Этот запах затмевает ее разум. Она забирается поглубже в соцветие лотоса и погружается в самадхи… Но к вечеру, по законам природы, цветок лотоса безжалостно смыкает свои лепестки, и пчела задыхается, так и не прийдя в себя.

История про мотылька

Мотылек больше всего ценил красоту. И самым прекрасным, что он видел вокруг было солнце. Такое ослепительное, сияющее и золотое. Он несколько раз пытался долететь до него, махая своими слабыми крылышками, но ничего не получалось – слишком далеко. И вот спустилась ночь. Солнце ушло. Но неожиданно мотылек увидел пламя свечи – может быть не такое, как солнце, но очень похоже на него. Такое же сияющее и золотое. И, похоже, что рядом! «Вот мой шанс!» — воскликнул мотылек, и отчаянно замахал крылышками навстречу своей смерти…

История про слона

Слон – это очень большое и сильное животное, которое чрезвычайно трудно поймать. Но что делает коварный охотник? Он знает его слабость. Слабость слона – это большая, нежная, очаровательная слониха! С большими ушами и изящным хоботом. Может быть Вас большие уши и изящный хобот не привлекают, но это потому что Вы ничего не смыслите в слонихах! Для слона она Венера Милосская, Богиня! И смысл жизни в том, чтобы потереться своим боком о ее шероховатый бок!

Хитрый охотник выводит специально обученную слониху и ставит ее на лесной тропинке, по которой сейчас пройдет слон. Она видит перед собой кавалера и кокетливо шевелит ушами, словно приглашая: «Ну давай, иди сюда! Давай потремся!» Слон вальяжно подходит к Богине, предлагая ей хобот и сердце. Она снисходительно соглашается. И вот они стоят рядом и трутся о бок друг друга. Но коварная! Неожиданно она толкаяет его в бок, слышится хруст веток, и слон валится в вырытую рядом замаскированную яму. Слониха невинно заглядывает вниз, затем разворачивается, махает на прощание своему незадачливому кавалеру хвостом и идет к хозяину, чтобы получить честно заработанную связку бананов…

История про оленя

Оленя также чрезвычайно тяжело поймать – уж слишком он чуток, и слишком быстро бегает. Но хитрый охотник знает и его слабость. У оленя очень большие уши, и есть одна особая мелодия, которая пленяет его сердце. Это не Майкл Джексон, которым гремят эти ужасные создания, захламляющие джунгли пивными банками и обертками из-под «Сникерсов». И даже не Моцарт, который тихо доносится по вечерам из окон особняка на соседней вилле. Это особая мелодия… Коварный охотник начинает наигрывать эту мелодию, и олень вначале застывает, насторожив уши. Откуда доносится звук? Затем, завороженный, он начинает идти на этот звук. Все ближе, ближе, ближе… Внезапно раздается выстрел, и олень падает замертво.

Наверняка эти истории Вам что-то напомнили. Поэтому всякий раз, когда мы видим перед собой какую-то привлекательную цель, когда что-то нашептываает нам:

«Это как раз то последнее, чего тебе не достает. Эта машина, эта квартира, эта женщина, этот мужчина, эта должность, это признание… Еще немного, и ты будешь счастлив!»

—  мы должны быть уверены, что внутри этого «червяка» есть крючок. И майа обязательно потянет удочку! Вот только даст нам заглотнуть наживку поглубже…

Благочестивая религиозная деятельность

К сожалению, такова судьба большинства представителей современной цивилизации. Более благочестивой форме кармы следует так называемые религиозные люди. Они не просто говорят, что верят в Бога, но и следуют каким-то религиозным принципам, преследуя при этом материальные цели.

Кто-то ставит свечку в церкви за здравие близкого человека. Кто-то приглашает священника освятить оффис. Кто-то идет в храм, чтобы получить благословения Господа на создание счастливой семьи. Кто-то молится Ему, чтобы избавиться от страданий. Более набожные совершают религиозные обряды, стараясь обеспечить себе комфорт в следующей жизни – чтобы после смерти воссоединиться со своими близкими или наслаждаться в райских кущах с гуриями.

Во всех священных писаниях – будь то Библия, Коран или Веды – Вы найдете множество наставлений, предписывающих подобное религиозное благочестие.

На санскрите этот раздел Вед называется карма-канда. Плоды таких ритуалов временны и преходящи, и когда они закончатся, нас ждет неминуемое разочарование. Даже с райских планет нам когда-нибудь прийдется спуститься на землю, подобно тому как, израсходовав топливо, самолет вынужден идти на посадку.

Карма-канда – это своего рода сделка с Господом: «О Кришна, я сделаю для Тебя это, а Ты дай мне взамен то».

Зачастую такие люди предпочитают обращаться не к самому Богу, а кому-нибудь поближе – каким-нибудь святым или полубогам. И отношение подобных «религиозных материалистов» очень хорошо иллюстрируется историей, которую часто рассказывал Шрила Прабхупада.

История о «преданном» богини Дурги

В одной деревни в Индии жил да был один человек, который регулярно приходил в близлижайший храм богини Дурги и возносил ей свои молитвы и совершал положенные ритуалы. И вот однажды его застала нужда, и он пришел к Дурге и попросил ее:

«О Мать, исполни это мое желание, и я принесу тебе в жертву козу!»

Дурга-деви честно исполнила его желание. Прошла неделя, но с козой этот человек не торопился. И наконец, Дурга-деви спросила у него – Послушай, ты обещал мне козу. Прошла уже неделя. Где же коза?

Он замялся

– Ты знаешь, сейчас инфляция, и козы подорожали
– Ну хорошо, тогда поднеси мне хотя бы курицу
– А, курицу! Ну это проще! Это я, конечно, сделаю!

Прошла еще неделя, но курица так и не появлялась.

Раздосадованная Дурга спросила:

– Послушай, где же твоя курица?! Ты помнишь, ты обещал мне курицу!
– Ой, ты знаешь, куры тоже подорожали
– Ну поднеси мне хотя-бы что-то! Хотя-бы муху!
– Почему бы тебе тогда самой не поймать парочку? Гляди, сколько их здесь вокруг летает!

Сложность процесса карма-канды

Конечно, не все последователи карма-канды столь грубо эгоистичны и неблагодарны. Некоторые из них искренне стараются строго следовать всем ритуалам и уважительно относятся к объекту своего поклонения, чтобы добиться материального счастья и процветания. Но нужно отдавать себе отчет, что этот путь очень сложен и ненадежен. Если мы даже случайно нарушим незначительное правило совершения таких благочестивых обрядов, результат может оказаться совершенно противоположным.

Например, если мы подадим милостыню незнакомому человеку, который затем на эти деньги напьется и совершит преступление, нас будут ожидать греховные последствия, а отнюдь не благочестивые, как мы могли этого ожидать.

Именно к такой кармической деятельности относится хорошо известная поговорка: «Благими намерениями дорога в ад выстлана».

В Шримад Бхагаватам в этой связи рассказывается следующая история:

Жил да был один царь по имени Нрига. Он был великодушным и благочестивым царем, совершавшим положенные жертвоприношения, заботящимся обо всех подданных как о своих детях, и верно служа брахманам и святым личностям. Каждый день он дарил брахманам сотни коров, с посеребренными рогами и копытами и украшенных золотыми попонами.

И вот однажды, когда он подарил очередную порцию коров одному из брахманов, случилась незадача. Одна из этих коров убежала и вернулась в стадо царя. И когда на следующий царь жертвовал коров другому брахману, то нечаянно в этом стаде оказалась и та корова. В соответствии с Ведами забирать назад имущество, пожертвованное брахману – это великий грех.

Первый брахман, обнаружив пропажу, пришел возмущаться к царю. Тот попытался обменять эту несчастную корову у второго брахмана, предложив ему взамен тысячу других коров. Но почему-то тот уперся. В результате оба брахмана поругались, и несмотря на то, что несчастный царь лежал у них в ногах, прося о прощении, они прокляли его. И несмотря на то, что он не совершил больше не единого греховного поступка, в следующей жизни ему пришлось родиться в теле ящерицы.

Зачем Кришна дает карма-канду?

Это естественный вопрос, который возникает, когда мы понимаем сложность этого пути и бренность его плодов. Зачем Кришна потворствует чувственным наслаждениям?

А ответ таков, что большинство людей живут ради материальных наслаждений. И они будут делать это в любом случае. Поэтому Кришна дает всевозможные ритуалы, которые дают возможность наслаждаться религиозными путями и вместе с тем ограничивают чувственные наслаждения и постепенно очищают сознание верующего.

Когда преданные говорят о четырех регулирющих принципах, им часто возражают, что вот, дескать, в «наших» священных писаниях разрешается есть мясо или пить вино. Это действительно так, и в Ведах тоже есть подобные утверждения. Но следует понимать, что это лишь уступка для несчастных людей, являющихся рабами своих языков. Господь позволяет им в ограниченном количестве есть жертвенное мясо и пить жертвенное вино с тем, чтобы эти люди сперва урегулировали эту привычку и затем смогли отказаться от нее. И даже за подобное санкционированное убийство животных, им прийдется принять страдания в будущей жизни. Что уж говорить о тех, кто используют священные писания, чтобы оправдывать свои необузданные желания, или вообще пренебрегают ими!

Итак, подводим итог:

Путь карма-канды – это путь урегулированных чувственных наслаждений, санкционированных священными писаниями, предписанный для людей,чрезмерно привязанных подобным наслаждениям. Пройдет много-много жизней, и благочестивые души, строго следующие этим путем, постепенно очистятся настолько, что будет способны воспринять высшее духовное знание и встать на путь гьяны.

© Яшомати-нандана дас (Юрий Паршиков)

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий