Практика крийя йоги Бабаджи – «интегральная йога»

Практика крийя йоги Бабаджи известна как «интегральная йога», поскольку она осуществляет полную трансформацию индивидуума на всех пяти главных планах существования — физическом, витальном, ментальном, интеллектуальном и духовном — постепенно, слой за слоем, снимая ту ограниченность, которая является барьером на пути человека к обретению «вселенского видения». Тело рассматривается одновременно как носитель и храм божественного. О теле заботятся не ради него самого, а как об инструменте Бога.

Крийя йога Бабаджи состоит из серии приёмов, которые могут быть сгруппированы в пять категорий, соответствующим пяти телам, которыми мы наделены:

крийя хатха — йога физическое тело

крийя кундалини — пранаяма витальное тело

крийя дхьяна-йога - ментальное тело

крийя мантра-йога - интеллектуальное тело

крийя бхакти-йога - духовное тело

Каждый из описываемых ниже методов соответствует одному из пяти тел.

 

Крийя хатха-йога

Крийя хатха-йога — это искусство контроля над физическим телом с помощью асан, бандх и мудр. Это отправная точка для обучающегося крийя йоге.

Управлять физическим телом, по сравнению с ментальным или витальным, относительно легко, поскольку последние много тоньше и менее подвержены воздействию воли человека. Асаны, бандхи и мудры вызывают состояние расслабления на всех пяти планах. Они как бы массируют внутренние органы и железы, способствуя укреплению физического тела. Они эффективны в предотвращении и лечении многих заболеваний и функциональных расстройств, например таких как диабет, нарушение дыхания и гипертония, а также для коррекции эмоциональной неуравновешенности. Таким образом, они устраняют одну из основных причин человеческих страданий — «плохое здоровье». Они также способствуют успокоению физического тела во время медитации. Асаны помогают ограничить разрушающие воздействия стрессов и сохранять спокойствие во всех ситуациях. Практика асан на фоне непрерывного осознавания является вводным курсом в практику медитации.

Для своей крийя хатха-йоги Бабаджи отобрал из тысяч существующих в классической хатха-йоге асан лишь 18, с некоторыми их вариациями. Эти 18 асан оказывают эффективное воздействие на все части тела и помогают решать задачи, которые встанут на следующих этапах практики крийя йоги. В идеале они должны изучаться и применяться ещё до обучения пранаямам и медитации. Но и после этого они остаются важной частью личной практики на протяжении всей жизни, даже на завершающих стадиях духовного развития и трансформации.

Практикуя 18 асан, нужно следовать следующим принципам:

1. Выполнять  асаны  поэтапно,  чтобы  избежать  растяжения мышц, которое может возникнуть при слишком быстром продвижении к конечной стадии. Если вы достигли стадии, которая все ещё сложна для вас — вернитесь к предыдущей. Способность выполнять более сложные асаны придёт постепенно. При выполнении асан не должно быть никакого соревнования. Степень гибкости не имеет значения для достижения результата: каждый извлечёт максимум пользы для себя, если будет регулярно выполнять асаны, стараясь делать их как можно лучше.

2. Выполняйте асаны по парам. Каждая поза имеет контрпозу, в которой мышцы, напряжённые в предыдущей позе расслабляются. Например, асаны 3 и 4 (см. ниже) идут вместе, аналогично 5 и 6 и т. д. Это уменьшает время, необходимое для расслабления после каждой позы, и делает развитие тела более сбалансированным. Если у вас нет времени выполнять все асаны, отберите некоторые из них, но всегда с их контрпозами.

3. Дышите в естественном темпе. Никогда не задерживайте дыхание, иначе у вас появится одышка. Частая задержка дыхания ослабляет сердце, уменьшая приток к нему насыщенной кислородом крови, и в конце концов может вызвать сердечную недостаточность.

4. Расслабляйтесь после каждой асаны столько же времени, сколько вы делали её. Расслабление является основной целью выполнения асан. Если делать их забывая об этом — это будет просто гимнастика, и у вас может возникнуть склонность к самодовольству по поводу ваших чисто физических возможностей.

5. Большинство асан имеет статическую фазу и фазу, известную как крийя, которая содержит движение. Начните с долей минуты в удержании статической позы и по крайней мере с шести повторений для каждого движения. Затем постепенно увеличивайте продолжительность той и другой фазы. Удержание каждой позы в течение 1-2 минут укрепит  ваше  здоровье.  Для  излечения  конкретных расстройств асаны можно делать и дольше, но не более 5 минут. Если появляется дрожь в мышцах — остановитесь.

6. Фокусируйте внимание на физическом теле, на своих ощущениях и степени напряжения. Расслабьте мышцы, не участвующие в удержании позы. Делайте асану медленно, наблюдая за телом как бы со стороны. Продолжайте непрерывно осознавать своё тело и его реакции. Не позволяйте уму отвлекаться на другие объекты.

7. Каждый день практикуйте все 18 асан или по крайней мере некоторые из них, предпочтительно утром или вечером (или и утром, и вечером) перед выполнением пранаям и медитаций.

1. ПОЗА ПРИВЕТСТВИЯ (АСАНА ВАНАККАМ) — НАМАСТЭа. Встаньте пятки вместе, носки врозь. б. Опуститесь на колени. в. Коснитесь лбом пола, руки остаются по бокам. г. Перенесите руки и соедините ладони за головой. д. Поднимите ступни, балансируя на коленях и предплечьях. е. Пойте: «Ом Крийя Бабаджи Нама Аум».Результат: пробуждает сахасрару, уменьшает эгоизм. Показания:поясничный лордоз. Противопоказания: выпадение межпозвонкового диска (сжатие, смещение, грыжа диска).
2. ПОКЛОНЕНИЕ СОЛНЦУ (СУРЬЯНАМАСКАР)В идеале это упражнение должно выполняться ежедневно до девяти утра, вне помещения, при этом тело должно быть максимально открыто солнечным лучам, пока вода после купания в море или озере ещё не обсохла на теле и образует защитный слой от инфракрасной составляющей солнечных лучей. На каждой из следующих стадий повторяйте: «Ом Крийя Бабаджи Нома Аум».а. Встаньте пятки вместе, носки врозь, ладони соединены высоко над головой. б. Поместите соединённые ладони на уровне межбровного центра. в. Переместите ладони на уровень горлового центра. г. Поместите ладони на уровне сердечного центра. д. Поместите ладони на уровне пупочного центра. е. Опускаясь на колени, поместите соединённые ладони на верхушку головы. ж. Примите позу приветствия. з. Примите положение правое колено впереди, левая нога выпрямлена назад, спина прогнута, взгляд направлен вверх, верхняя часть стоп прижата к полу. и. Ступни вместе, пятки как можно ближе к полу, колени выпрямлены, руки на полу, голова опущена вниз, к. Опустите бёдра на пол, выгните спину, смотрите вверх и назад, л. Опустите голову на пол.Повторите всё это в обратном порядке от «к» до «а», при этом в позиции «з» впереди левое колено, а назад вытянута правая нога. Пойте следующую песню на тамильском и санскрите, поворачиваясь медленно вокруг своей оси по часовой стрелки и подставляя все части своего тела солнечным лучам. Ладони соединены, руки вытянуты над головой.

ПЕСНЯ ПОКЛОНЕНИЯ СОЛНЦУ

Тамильский и санскритский текст:Дипам Джьоти Парабрахман Дипам СарвамТамабагам Дипанай Сатиятей Сарвам Найяра Дипам Намастутей Калай Дипам Намастутей Оуччи Дипам Намастутей Сантья Дипам Намастутей Ничи Дипам Намастутей Анбу Дипам Намастутей Ахима Дипам Намастутей Асана Дипам Намастутей Прана Дипам Намастутей Дхьяна Дипам Намастутей Джнана Дипам Намастутей Мантра Дипам Намастутей Бхакти Дипам Намастутей Бабаджи Дипам Намастутей Аннай Дипам Намастутей Амман Дипам Намастутей Йога Дипам Намастутей Перевод:Преклоняюсь перед Светом Высшего Бога Принимаю прибежище в Милости Бога Через Ту Истину всё будет сделано Приветствую Солнце Приветствую Свет утра -»- дня -»- вечера -»- ночи -»- Божественной Любви -»- ненасилия -»- расслабляющих поз -»- владения дыханием -»- владения умом -»- высшего самопознания -»- сакральных слогов -»- любви к Божественному -»- Бабаджи -»- Матаджи -»- Амман -»- йоги

Результат: под воздействием солнечных лучей в коже синтезируется витамин D, необходимый для формирования костей; преодолевается апатия; ускоряется заживление ран и выздоровление при различных кожных заболеваниях типа псориаза; излечиваются прыщи. Это упражнение разогревает тело и помогает пробудить чакры.Противопоказания:рак кожи.

3. СТОЙКА НА ПЛЕЧАХ (САРВАНГАСАНА)а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, б. Лягте на спину. в. Поднимите согнутые в коленях ноги, таз при этом остаётся на полу, пошевелите стопами и пальцами ног. г. Завершите позу, подняв корпус вверх, подбородок прижат к груди, руки поддерживают спину. д. Опуститесь на пол и расслабьтесь.Показания: для стимуляции щитовидной железы (хорошо при гипотиреоидизме); при закупорке пазух, простудных заболеваниях легких, воспалении горла, заболеваниях зубов; для улучшения зрения и памяти; при варикозном расширении вен, защемлении нерва в шейном отделе позвоночника, параличе лицевых нервов, невралгии седалищного нерва; для гармонизации и омоложения всего тела, поддержания здорового состояния половых органов, улучшения кровообращения; при головной боли; для стимуляции вишуддхи.Противопоказания: смещение одного из шейных позвонков.
4. ПОЗА РЫБЫ (МИНАСАНА) (КОНТРПОЗА К №3) — МАТСЬЯСАНАа. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Сядьте, согнув правую ногу и положив её перед собой. в. Положите правую стопу на левое бедро, покачайте рукой правое колено вверх-вниз. г. Положите левую стопу на правое бедро, покачайте левое колено вверх-вниз. (Если это трудно выполнить, скрестите стопы под бёдрами). д. Наклонитесь вперёд и перекатитесь на спину. Опустите руки и колени на пол. е. Поднимите плечи, обопритесь на локти, прогнитесь назад, упритесь макушкой о пол, затем уберите опору с локтей, положите руки на ступни или бёдра. ж. Опустите спину. Слегка согнувшись и подтянув голову к груди покачивайтесь вперёд и назад на спине. з. Остановитесь, сядьте, опустите стопы, встаньте.Показания: повышенная функция щитовидной железы; кифоз (сутулость); для активации гипофиза и шишковидной железы; для улучшения зрения; при ревматических артритах спины; при общей вялости. Противопоказании: защемление нервных корешков в шейном отделе позвоночника, повреждения позвонков, контрактура колена.
5. ПОЗА СТОЯЩЕГО ЖУРАВЛЯ (НИНДРА КОККУСАНА) — УТТАНАСАНАа. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. 6. Вытяните руки нал головой. в. Наклонитесь вперёд, кончики пальцев находятся около пола или касаются его. г. Мягко покачайтесь вверх-вниз. д. Остановите движение, оставаясь в этой позе. е. Поднимитесь, вытянув руки над головой.Показания:для устранения контрактур в пояснице и коленях; при ожирении; для восстановления и увеличения жизненной энергии, улучшения памяти, пищеварения; при диабете. Повышает способность стоять длительное время на ногах.Противопоказания: выпадение межпозвоночных дисков в поясничном отделе.
6. ПОЗА ЛУКА (ВИЛАСАНА) (КОНТРПОЗА К №5) — ДХАНУРАСАНАа. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте лицом вниз. в. Согните ноги, стараясь коснуться пятками ягодиц. г. Возьмитесь за лодыжки. д. Потяните ноги, поднимите вверх голову и плечи, прогните спину. е. Покачайтесь вперёд и назад. ж. Остановитесь, опустите руки, ноги и голову на пол. з. Снова взявшись за ноги потянитесь с прогнутой спиной. и. Перекатывайтесь из стороны в сторону (если трудно держаться за лодыжки, это можно делать со скрещенными за спиной руками). к. Вернитесь в положение лежа лицом вниз и расслабьтесь.Показания: для предупреждения и лечения диабетов; при запорах, гепатите, ожирении, желтухе; для стимуляции всех внутренних органов; даёт некоторое облегчение при выпадении дисков; для утончения талии, преодоления апатии, укрепления мышц; для пробуждения манипуры; при утомлении, головных болях и резких переменах настроения, вызванных предменструальным синдромом (ПМС).
7. ПЕРЕВЁРНУТАЯ ПОЗА (ВИПАРИТАКАРАНИ АСАНА)а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поднимите ноги, колени согнуты, таз остаётся на полу, пошевелите стопами и пальцами ног. г. Приподнимите спину, поместите руки на пояс, ноги прямо над локтями или над головой. д. Медленно опустите тело и расслабьтесь.Показания: при бронхите, туберкулёзе лёгких, эмфиземе, тонзиллите; для укрепления сердца; для массажа лимфатических желёз и сердца; помогает при гипертонии. Противопоказания: выпадение дисков или повреждения позвонков.
8. ПОЛОВИННАЯ ПОЗА РЫБЫ (ПАТИ МИНАСАНА) (КОНТРПОЗА К №7) – АРДХА МАТСЬЯСАНАа. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поднимите плечи, прогните спину и теменем коснитесь пола. г. Опуститесь вниз и расслабьтесь.Показания:для тех, кто не может выполнять позу рыбы; хорошо при бессонице. Результат: раздвигает кости таза и увеличивает пространство для внутренних органов (что важно при родах); стимулирует гипофиз и шишковидную железу; предупреждает уплощение изгибов позвоночника; исправляет кифоз; уменьшает напряжение в седалищном нерве; предотвращает бессоницу; способствует самовнушению; сокращает время, необходимое для сна.
9. ПОЗА ПЛУГА (КАЛАПОЙ АСАНА) — ХАЛАСАНАа.  Встаньте пятки вместе, носки врозь. б.  Лягте на спину. в.  Поднимите ноги, оставив таз на полу. г.  Поднимите спину, как в стойке на плечах, медленно перенесите ноги назад за голову и, удерживая спину прямой, коснитесь носками пола или держите их около пола. д.  Покачивайтесь на плечах вперёд-назад. е.  Медленно опустите спину и ноги на пол, расслабьтесь.Показания:при сколиозе; для повышения гибкости позвоночника; для предупреждения чрезмерного поясничного прогиба (лордоза) после родов; для уменьшения контрактуры связок спины; для массажа сердца и внутренних органов; при ожирении; перед вторым месяцем беременности; для укрепления сфинктерных мышц, которые важны для контроля над сексуальной энергией; помогает при защемлении нервных корешков позвоночника; пробуждает вишуддхи. Противопоказания: после четвёртого месяца беременности. (Для предупреждения сколиоза в этот период позу плуга можно заменить ползанием на четвереньках).
10. ПОЗА ЗМЕИ (ПАМБУ АСАНА) (КОНТРПОЗА К №9) — БХУДЖАНГАСАНАа. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте лицом вниз, руки вдоль туловища. в. Поднимите голову, плечи и торс. Повторите это несколько раз. г. Положите ладони на пол около плеч. Удерживая таз на полу, медленно поднимитесь и прогните спину, выпрямляя руки и отталкиваясь ими от пола, смотрите назад. д. Опустите спину и голову, вытяните руки вперёд, соедините ладони. е. Прогните спину, поднимите голову, разведите руки в стороны, хлопните в ладоши. Повторите несколько раз.Показания: при болях в нижней части спины; при кифозе, люмбаго, запорах; пробуждает кундалини; массирует репродуктивные органы и уменьшает недомогания, связанные с менструацией; облегчает роды; увеличивает объём грудной клетки и жизнеспособность.Противопоказания: чрезмерный лордоз; защемление нервных корешков позвоночника; повреждения позвонков.

 

11. ПОЗА ЙОГИЧЕСКОГО СИМВОЛА (ЙОГА МУДРАСАНА)Первый вариант: а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Сядьте, скрестив левую ногу перед правой. в. Положите левую стопу на правое бедро, покачайте колено вверх-вниз левой рукой. г. Поместите правую стопу на левое бедро, покачайте правое колено вверх-вниз правой рукой (если трудно, скрестите ноги под бёдрами). д. Возьмитесь руками за большие пальцы ног и не отрывая ягодиц от пола нагнитесь вперёд, растягивая позвоночник. Мягко покачайтесь несколько раз, стараясь приблизить лоб к полу и коснуться его, если это удалось, тогда постарайтесь коснуться носом, затем подбородком. Сядьте и расслабьтесь.Второй вариант — выполнив «а», «б», «в», «г» делайте следующее: е. Наби мудра: соедините два кулака и повращайте ими, как будто это сцепленные шестерни, массируя таким образом нервные окончания в основании пальцев. ж. Прекратите вращение, поместите кулаки на живот, нагнитесь несколько раз вперёд, надавливая кулаками на низ живота.Третий вариант — выполнив «а», «б», «в», «г» делайте следующее: з. Скрестите руки за спиной и возьмитесь, если сможете, за большие пальцы ног. и. Нагнитесь несколько раз вперёд. к. Опустите руки и стопы, расслабьтесь.Показания:позволяет энергии кундалини подняться без затруднений; даёт ощущение уверенности в себе. Первый вариантпоказан для коррекции поясничного лордоза; при ревматических заболеваниях позвоночника; для увеличения объёма грудной клетки. Второй вариант: при запорах; для укрепления и успокоения нервов рук; для пробуждения манипуры. Третий вариант: для коррекции контрактур в области плеч, локтей и запястий; для передачи энергии в высшие центры и удержания её там.Противопоказания:контрактуры коленных суставов.
12. ПОЛОВИННАЯ ПОЗА КОЛЕСА (ПАТИ ЧАКРАСАНА) (КОНТРПОЗА К №11) – МОСТ НА МАКУШКЕа. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поставьте стопы рядом с ягодицами, раздвинув ноги на ширину плеч, колени вверх. г. Поместите руки около плеч, локтями вверх. д. Поднимите тело, распределите вес поровну между руками, стопами и головой. е. Опустите спину и вернитесь в положение «г». ж. Положите руки вдоль тела, ноги на пол, з. Повращайте головой и шеей из стороны в сторону и затем расслабьтесь.Показания: для стимуляции гипофиза и шишковидной железы; для пробуждения сахасрары; для улучшения памяти; помогает избежать старения; при кифозе; очень хорошо при грыже диска или при смещении (выпадении) межпозвоночного диска; увеличивает ловкость; повышает тонус мышц.
13. ПОЗА СИДЯЩЕГО ЖУРАВЛЯ (АМАРИТА КОККУСАНА) — ПАШЧИМОТТАНАСАНАа. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Вытяните руки за голову, сядьте, потянитесь руками вверх, растягивая при этом спину. Затем наклонитесь вперёд и тяните руки над стопами и дальше, совершая мягкие покачивания. Следите, чтобы голова была опущена, ноги вытянуты. г. Прекратите движение, возьмитесь за большие пальцы ног или за щиколотки, потяните спину вперёд и задержитесь в этом положении. д. Лягте на спину, вытяните руки за голову, как в положении «в.1». е. Опустите руки вдоль тела и расслабьтесь.Показания: для уменьшения излишка жира вокруг талии; для излечения геморроя и диабета; уменьшает увеличенную предстательную железу у мужчин; усиливает перистальтику кишечника; при запорах, гастритах, нарушениях пищеварения; повышает тонус мышц и внутренних органов: печени, почек, желудка и поджелудочной железы; при остеоартритах и ревматических заболеваниях позвоночника; для разогревания тела перед занятиями спортом, чтобы предотвратить спазмы мышц; для улучшения аппетита; при контрактурах мышц задней стороны бедра; при поясничном лордозе; при мышечных болях в спине; для пробуждения свадхистаны; при бесплодии и функциональных расстройствах половых органов У женщин.Противопоказания: кифоз; во время приступов боли при невралгии седалищного нерва (однако способствует их предотвращению).
14. ПОЗА КУЗНЕЧИКА (ВИТТЕЛАСАНА) (КОНТРПОЗА К №13) — ШАЛАБХАСАНАа. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, о. Лягте лицом вниз. в. Положите правую руку в 5-15 см от правого бедра. г. Слегка приподнимите левую ногу и повернитесь на правый бок, держа левую руку на левом бедре. д. Поднимайте и опускайте левую ногу вверх и вниз подобно движению ножниц. При этом правая нога немного согнута, боковая сторона головы касается пола, левая нога прямая. е. Остановитесь, повернитесь на живот и опустите ноги на пол. ж. Положите левую руку в 5-15 см от левого бедра. з. Слегка приподнимите правую ногу и повернитесь на левый бок, держа правую руку на правом бедре. и. Поднимайте и опускайте правую ногу вверх и вниз подобно движению ножниц. При этом левая нога немного согнута, боковая сторона головы касается пола, правая нога прямая. к. Остановитесь, повернитесь на живот и опустите ноги на тол. л. Поднимите обе ноги вместе, подержите немного, затем опустите и расслабьтесь. Повторите так три раза.Показания: для облегчения родов и уменьшения боли при родах; наилучшая асана для укрепления ягодичных мышц; при болях в спине; для укрепления мышц ног и бёдер; при диабетах; улучшает кровообращение во внешних и внутренних половых органах, что способствует излечению женщин от бесплодия, а мужчин — от импотенции и простатита; пробуждает муладхару и храня щуюся в ней кундалини; тонизирует и массирует внутренние органы печень, почки, поджелудочную железу.
15. ЛЕЖАЧАЯ ПОЗА ПРОЧНОСТИ И СВЕТА (ВАДЖРОЛИ МУДР АСАНА)а.  Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б.  Лягте на спину. в.  Поднимите ноги, не отрывая таз от пола. г.   Сцепите руки под коленями. д.  Сядьте, балансируя на ягодицах, держа лоб близко к коленям, стопы вверх. е.  Перекатитесь назад и коснитесь носками пола за головой, как в позе плуга. ж. Перекатитесь вперёд и опустите ноги на пол, голову прижимайте коленям. з. Повторите «е» и «ж» несколько раз. Затем остановитесь, балансируя на ягодицах, и. Опустите спину на пол, положите руки вдоль тела, ноги на пол, расслабьтесь.Показания: при бесплодии и импотенции; для увеличения жизненной энергии после её потери; делает тело светящимся и прозрачным; для укрепления сфинктерных мышц, что важно для управления сексуальной энергией; для пробуждения кундалини в муладхаре; для укрепления яичников; при грыже; для улучшения кровообращения.
16. КОЛЕННАЯ ПОЗА ПРОЧНОСТИ (СУПТАВАДЖРАСАНА) (КОНТРПОЗА К №15)а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Опуститесь на колени, поставьте колени вместе, стопы вместе. в. Расставьте стопы, оставляя колени вместе. г. Несколько раз поднимите тело вверх и опустите вниз, при опускании касайтесь тазом пола. д. Лягте на спину, опустите голову и плечи на пол (если это трудно, пропустите «д» и переходите к «е», оставаясь в положении сидя). е. Скрестите руки за головой, положив их на противоположные лопатки, похлопайте по спине несколько раз. ж. Вернитесь в сидячее положение. Приподнимитесь на коленях, поставьте стопы вместе, встаньте.Показания:при нарушениях пищеварения; при метеоризме; для укрепления мышц ног; при нервозном состоянии, влияющем на руки; при смещении (выпадении) диска; при боли по ходу седалищного нерва; при контрактурах связок колена; при мышечных болях в коленях, стопах или пальцах ног.

 

17. ПОЗА ТРЕУГОЛЬНИКА (ТРИКОНАСАНА)а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Расставьте стопы, вытяните руки в стороны. в. Глядя на указательный палец правой руки, опустите левый указательный палец к большому пальцу левой ноги. г. Повернитесь, передвигая левый указательный палец к большому пальцу правой ноги. д. Вернитесь назад, передвигая левый указательный палец к большому пальцу левой ноги, затем поднимитесь. е. Глядя на левый указательный палец, опустите правый указательный палец к большому пальцу левой ноги. ж. Повернитесь, передвигая правый указательный палец к большому пальцу левой ноги. з. Вернитесь назад, передвигая правый указательный палец к большому пальцу правой ноги, поднимитесь. и, Нагнитесь вперёд, опуская голову к пространству между коленями, поднимите корпус до уровня талии, опять нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз, к. Остановитесь, выпрямитесь, прогнитесь назад, выпрямитесь. л. Поверните корпус и плечи на 90 градусов вправо, раскинув руки в стороны. м. Нагнитесь вперёд, поднесите голову к правому колену, поднимите корпус вверх до уровня талии, затем снова нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз. н. Остановитесь, выпрямитесь и, оставаясь повёрнутым направо, прогнитесь назад к левой стороне, задержитесь в этом положении. о. Выпрямитесь, затем повернитесь лицом вперёд. п. Поверните корпус и плечи на 90 градусов влево, раскинув руки в стороны. р. Нагнитесь вперёд, поднесите голову к левому колену, поднимите корпус до уровня талии, снова нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз. с. Остановитесь, выпрямитесь и, оставаясь повёрнутым налево, прогнитесь назад к правой стороне, задержитесь в этом положении. т. Выпрямитесь, затем повернитесь в центральное положение. у. Опустите руки вдоль тела, пятки поставьте вместе, носки врозь, затем расслабьтесь, поставив стопы как удобно.Показания: для коррекции различных расстройств в позвоночнике; при невралгии седалищного нерва; для улучшения памяти; для развития способности долго сидеть в медитации; для укрепления межпозвонковьгх нервов и внутренних органов в области живота: для улучшения перистальтики кишечника; при запорах.
18. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПОЗА ПОЛНОГО ПОКОЯ (ПУРНА ШАВА ШАНТИ АСАНА)а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. б. Лягте на спину. в. Поворачивайте голову и шею из стороны в сторону, затем остановитесь и расслабьтесь. г. Сожмите пальцы в кулак, обхватывал большой палец правой руки остальными четырьмя, затем расслабьте кисть. д. Приподнимите правое предплечье и расслабив его дайте ему свободно упасть. е. Приподнимите всю правую руку, затем дайте ей упасть, ж. Повторите «г», «д» и «е» левой рукой. з. Двигайте пальцами правой ноги вперёд-назад, растопырьте их в стороны. и. Повторите это пальцами левой ноги. к. Вращайте ступнями из стороны в сторону, катая их на пятках. л. Приподнимите всю правую ногу, дайте ей упасть. м. Повторите то же самое для левой ноги, н. Пойте Шанти-мантру (см. ниже). Слова этой мантры взяты из различных духовных традиций и выражают состояние покоя.Показания: как контрпоза к позе Приветствия (№ 1); движение ног из стороны в сторону полезно при невралгии седалищного нерва; для входа в непродолжительный, но глубокий и освежающий сон; для снятия усталости, напряжения, последствий стресса и ПМС; мантра покоя эффективна для достижения ментальной тишины.

ШАНТИ-МАНТРА (УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАНТРА ПОКОЯ) Ом Шанти Шанти Шанти Шалом Сат Нам Садху Тао Эм Аум Спирит Свами Ками Аминь Амен Аумен Селах Хум Аум

Крийя кундалини-пранаяма

Искусство управления дыханием, крийя кундалини-пранаяма, является самым важным и мощным методом в крийя йоге Бабаджи. Она пробуждает кундалини — энергию, дремлющую в муладхаре, и распределяет её через сеть нади. Посредством регулярной практики ученик постепенно пробуждает все чакры и соответствующие им уровни сознания, становится, образно выражаясь, энергетическим генератором на всех пяти планах существования, Через это он достигает самореализации и состояния самадхи.

 

Крийя дхьяна-йога

В образной форме ум можно сравнить с обезьяной, пьяной от вина желания и ужаленной пчёлами гордости. Крийя дхьяна-йога, искусство управления умом, включает в себя ряд медитативных техник для достижения контроля над непокорным умом. Она разви¬вает пять чувств и их тонкие соответствия: ясновидение, яснослышание и ясночувствование.

Первая техника крийя дхьяна-йоги способствует очищению подсознательного ума со всеми его подавленными желаниями, страхами и воспоминаниями. Последующие техники помогают ученику постепенно пробудить скрытые возможности своего ума через практику концентрации, созерцания, постоянного внимания и осознавания. В конечном итоге человек приходит к реализации своего «Я» и обретает счастье на всех пяти планах бытия.

 

Крийя мантра-йога

Корень «ман» в слове «мантра» означает «думать», а частица «тра» происходит от слова «трай» — «защищать» или «освобождать». Имеется в виду освобождение от цепей сансары, от наших склонностей и привычек. Большинство людей является их рабами. Но если привычки и тенденции вытесняются и замещаются мантрой -человек освобождается от них. Когда вместо укрепления привычки энергия человека направляется на повторение мантры, привычка постепенно уходит. Повторение мантры устраняет такие замутняющие человеческое видение эмоции, как гнев, страх, алчность и похоть. Как чистое зеркало отчётливо отражает реальность, так и ум способен отражать высшие духовные истины, когда подобные эмоции устранены.

Мантры были открыты сиддхами в состояниях глубокой медитации. Когда ум затихает, человек начинает слышать звуки, соответствующие различным чакрам и уровням сознания. Как сказал Иисус относительно слышания слова Божия: «Имеющий уши да слышит».

Существует два вида языков: используемые для общения между людьми, такие как английский, французский, хинди и т.д., и языки, используемые для связи между разными уровнями сознания. Большинство людей ограничивается только первым видом. Второй же вид языков существует во многих религиозных традициях. Молитва христианского священника о превращении вина в кровь Христову во время обряда причастия, или «сердечная молитва» в православии, или песнопения григорианских монахов, в отличие от обычных молитв, не содержат в себе никаких просьб — с их помощью ум обретает сосредоточенность и чистоту.

Люди притягивают к себе те события и обстоятельства, которые постоянно повторяются в их мыслях. Тот, кто упорно вынашивает проект нового фантастического дома и размышляет о тех шагах, которые требуются для реализации этой мечты, постепенно притягивает к себе необходимые возможности. Тот же, кто находится в неотступном страхе, что его ограбят, приводит в действие силы, притягивающие событие, которого он так боится.

В мыслях чаще всего присутствуют разнообразные желания. Когда они не осуществляются, возникает глубокое разочарование и неудовлетворённость, что приводит к смятению ума и делает невозможным осознавание. В результате человек утрачивает способность ощущать в себе божественное сознание и становится жертвой обстоятельств и привычек.

Сила большинства мыслей очень невелика, но при постоянном их повторении она возрастает. На основе повторяющихся мыслей формируются привычки человека, а поведение состоит главным образом из привычек. Личность индивидуума является ни чем иным, как суммой всех его мыслей с уникальным, характерным лишь для него набором симпатий и антипатий. Всё это хранится в подсознательном уме, который в йоге именуется читта. Сущностью йоги как процесса является именно очищение читты. Как говорит Патанджали, «йога читта вритти ниротхана», то есть: «Йога есть устранение вритти (волнений, изменений), присущих подсознательному уму».

Крийя мантра-йога — это мысленное повторение обладающих духовной силой звуков с целью пробудить интеллект. Такое повторение мантры называется джапа, или мантра садхана. Мантра даёт покой и блаженство, через раскрытие интуиции пробуждает интеллект и осознавание. Творческий мыслительный акт совершается спонтанно, в промежутке между волевыми усилиями мысли. Вдохновение скорее может прийти тогда, когда место работающего ума занимает мантра, повторяющаяся сама по себе. Джапу следует совершать с глубокой верой (шраддха), любовью (бхава) и сосредоточенностью (дхарана).

С помощью мантр эгоцентризм вытесняется божественным. В крийя йоге Бабаджи все мантры обращены к различным аспектам божественного. Самые сильные мантры содержат биджа-слоги или биджа-звуки, открытые сиддхами в состояниях глубокой медитации и представляющие собой ключи к достижению высших состояний сознания. Связанные с чакрами мантры открывают доступ к опыту, выходящему за пределы обычного восприятия.

Мантра божественна. Многие думают, что она только обозначает божественное, но по сути своей она сама является божественным. В Библии сказано: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Всё было сотворено через Него (Слово, или Аум), и без Него ничто не было создано, что было создано». Поэтому мантра содержит в себе божественную преобразующую силу, или шакти, проявляющуюся через звук. Мантра генерирует творческую энергию и настраивает человека в унисон с божественным. Каждой из биджа-мантр соответствует янтра — геометрическая диаграмма. У каждой чакры, каждого божества и каждого сиддха есть свои мантра и янтра. Повторяя мантру какого-либо божества, святого или сиддха, можно снискать их благословения и даже ощутить их присутствие.

Мантра подобна свече в тёмной комнате. По своему воздействию она напоминает прививку от кармических болезней. Вся та энергия, которая обычно растрачивается на всевозможные объекты чувственного мира, собирается воедино и сохраняется; в результате желания постепенно утрачивают свою силу, восстанавливается уравновешенность и самоконтроль. В периоды беспокойства, депрессии или сомнений повторение мантры помогает успокоиться и сосредоточить внимание.

Для того, чтобы мантры были эффективны, при выполнении джапы не должно быть желания личной выгоды. Это позволяет достичь состояния внутренней отрешённости, в котором человек способен ощутить своё внутреннее высшее «Я». По этой причине многие мантры заканчиваются словом Намах, что означает «приветствие» или «предание себя» божественному.

Изучение мантр по книгам не даёт должного результата. Научить им может тот, кто имеет необходимый духовных опыт и способен передать связанные с мантрами тонкие вибрации и соответствующие состояния сознания. Мантрам следует обучаться практикуя антар крийя йогу когда ученик и окружающая атмосфера очищаются различными йогическими практиками.

 

Крийя бхакти-йога

Крийя бхакти-йога, йога любви и преданности, способствует стремительному продвижению на пути к самореализации. Исполнение религиозных песнопений, участие в богослужениях, соблюдение обрядов, паломничество в святые места — всё это раскрывает сердце и ум навстречу Любви. Постепенно все действия человека становятся наполненными особым любовным отношением, ибо Возлюбленный видится во всём. Чувство любви и преданности Богу обычно неустойчиво из-за влияния других тенденций и желаний, к которым человек склонен по своей природе, поэтому для их культивирования и укрепления необходима бхакти-йога. Однако, те, кого в силу их эмоционального склада привлекает именно бхакти-йога, могут обнаружить, что иногда их эмоции принимают негативный и неуправляемый характер. В таком случае восстановлению контроля и уравновешенности могут способствовать другие направления йоги — крийя хатха-йога, медитация, пранаяма, карма-йога и мантра-йога.

 

Крийя карма-йога

Господь Кришна говорит Арджуне в Бхагавадгите: «Твоё дело -исполнять свой долг, никогда не заботясь о плодах своих действий; поэтому пусть не будут плоды мотивом твоей деятельности, но не должно быть и бездействия. Исполняй свой долг, о Дананджайя, пребывая в единстве с божественным, отказавшись от привязанностей и будь спокоен как в успехе, так и в неудаче: такая уравновешенность именуется йогой». Крийя карма-йога — это «бескорыстное служение, выполняемое со знанием дела и умением». Обычно люди занимаются той или иной деятельностью, ожидая получить что-либо взамен. В этом заключена их фундаментальная ошибка в вопросе об источнике счастья. Люди пытаются найти счастье во внешних вещах или действиях, не отдавая себе отчёта в том, что счастье – это всегда нечто, пребывающее внутри. Они принимают те обстоятельства, при которых бывают счастливы, за само счастье. При выполнении карма-йоги эта ошибка устраняется. В карма-йоге поступок совершается не потому, что он принесёт счастье (оно уже является неотъемлемым свойством нашей внутренней сущности), а для того чтобы освободиться от привязанности к результатам, исполняя свой долг во всех ситуациях в духе любви и служения. Будучи непривязанным к результатам, человек не создаёт никакой новой кармы, то есть желаний, влекущих за собой действия, и обретает непреходящий покой. Причём все действия совершаются «со знанием дела и умением», ибо в основе этой деятельности лежит дух любви. Бескорыстное исполнение долга приводит к тому, что практикующий карма-йогу становится орудием высшего сознания, не встречающего сопротивления со стороны эго с его мелочными требованиями.

Практика крийя карма-йоги начинается с того, что несколько часов в неделю посвящается какой-либо деятельности на благо других. Практикующий начинает отличать требования эго от требований Бога, который ежедневно указывает нам сотни путей для служения другим. Постепенно всё, что бы он ни делал, превращается в практику карма-йоги, и появляется ощущение, что он действует не сам, а является инструментом в руках божественного, и его назначение в мире — любовь к другим людям, служение им. Приходит осознание того, что он лишь волна в океане мироздания. Он больше не потакает желаниям, исходящим от эго: каждое действие основывается лишь на побуждениях божественной любви.

Карма-йог свободен от гнева, эгоизма, алчности и личных желаний — у него большое сердце, он всегда готов делиться с другими и помогать им. Он тщательно анализирует мотивы своих поступков и совершает лишь те, которые основаны не на эгоистических стрем¬лениях. Так карма-йог обретает чистоту сердца, способность видеть Бога в каждом и ощущать божественное присутствие во всём. Он ведёт простую жизнь, следуя девизу сиддхов: «Жить просто, думать высоко».

 

Антар крийя йога и интеграция йоги в повседневную жизнь

Ученик  крийя  йоги,  получивший  посвящение  или  обучение крийя хатха-йоге, крийя кундалини-пранаяме и крийя дхьяна-йоге должен также выполнять антар крийя йогу, что помогает ему интегрировать крийя йогу со своей повседневной жизнью.

Если выполнять йогические приёмы по несколько минут утром и вечером, и при этом забывать о них в остальное время, — это в какой-то степени устранит стресс повседневной жизни и, возможно, даже приведёт к проблескам озарения, но не к настоящей трансформации. Поэтому так важно научиться интегрировать крийя йогу во все сферы своей жизни, включая сон, питание и работу.

Антар крийя йога даёт новичку познания в йогической вегетарианской диете, навыки успокоения ума, посвящает его в дополнительные техники пранаямы и медитации. Такие занятия проводятся в специально подобранном месте, насыщенном духовными вибрациями, вдали от дома и ежедневных забот, где-нибудь на природе. В такой атмосфере человек может ощутить, как велики потенциальные возможности крийя йоги. Антар крийя йога помогает ученику найти тот образ жизни, который объединяет интенсивную практику крийя йоги на пути к самореализации с повседневной деятельностью. Кульминацией этого периода обучения являются мантраягъя (огненная церемония) и посвящение в биджа-мантры.

 

Указания ученику крийя йоги

Патанджали так определил йогу во втором стихе своих сутр: «Йога читта вритти ниротхана» («Йога есть устранение вритти, присущих подсознательному уму»). Повседневная жизнь человека окрашена мыслями, чувствами, пристрастиями его подсознательного ума, которые замутняют видение истинной Реальности. Интеграция йоги в повседневную жизнь заключается в том, чтобы видеть вещи такими какие они есть, без влияния подобных искажений. Это новое видение развивается постепенно, по мере того, как ученик выполняет все крийи.

В процессе практики должны соблюдаться следующие принципы: - Любовь к своему высшему «Я», которое является Вселенским Восприятием и Сатгуру; - регулярное выполнение садханы крийя йоги; - карма-йога, йога бескорыстного служения; - сатсанг, т.е. товарищество единомышленников, занятых поиском истины; - йогическая вегетарианская диета; - превращение сна в йогический отдых; - ментальная чистота, терпение, молчание и самонаблюдение; - стремление получить вдохновение от Бабаджи и 18 сиддхов.

 

Любовь

«Гуру, Бог и высшее Я — одно», — так звучит знаменитый девиз йогов. Это указание скорейшего пути к самореализации — любовь к Сатгуру и преданность ему. Слово «гуру» означает «тот, кто рассеивает тьму», Сатгуру, каким является Бабаджи, — это тот, кто может одним своим касанием, словом или даже взглядом даровать ученику озарение. Обычно этому предшествуют годы непрямого воздействия, в течение которых ученик подготавливает почву для такого пробуждения, регулярно выполняя йогические техники. Преданность своему Сатгуру проявляется именно в такой регулярной практике и бескорыстном, исполненном любви служении другим. Постепенно во всех своих действиях ученик начинает видеть проявления Бога, творящего мир его руками. Ощущение отгороженности от мира постепенно сменяется осознанием своего единства с этим миром. Любовь к миру начинается с себя. Нужно любить и развивать каждый аспект своей сущности: физический, витальный, эмоциональный, ментальный, интеллектуальный и духовный. К развитию и взращиванию каждого аспекта требуется особый подход. Любовь к себе — основа основ йоги, поскольку именно она учит любви к другим людям и, в конечном итоге, к Богу.

 

Регулярная садхана крийя йоги

Другой знаменитый девиз йогов звучит так: «Количество радости в жизни непосредственно зависит от уровня дисциплины, присущей человеку».

 

Данный комплекс упражнений был приведён в книге «Бабаджи и традиция крийя йоги 18-ти сиддхов», Маршалла

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий