Выстраиваем свою последовательность асан

 Последовательности практик — очень важный элемент личной садханы (опыта в йоге), который многие мастера просто-напросто держат под секретом. Некоторые преподаватели даже пытаются защитить патенты и авторские права на свои последовательности (так, например, попытался сделать печально известный Бикрам Чоудхури — правда, безуспешно). Согласитесь, что дыма без огня не бывает? Что же кроется в последовательностях практик?

Практики йоги: асаны, пранаямы, мантры и другие — воздействуют на человека на разных уровнях: на мышцы и связки, на внутренние органы (в т.ч. пищеварительную и репродуктивную систему), на эндокринную систему (гормональные железы), на течение жизненной энергии (праны) в организме, и на ум, психику человека. Все инструменты йоги хороши, нет плохих, нет слабых, неэффективных. И все их, по-хорошему, надо тщательно изучать. Но на нашей ответственности ещё и использовать эти инструменты воздействия в правильной последовательности. Так, как нужно именно каждому отдельному человеку.

Умение составить последовательность практик для конкретных нужд составляет саму суть компетентности любого йога и особенно мастера, преподавателя йоги. В двух словах это искусство не передать, да и не в двух тоже. Но есть общие закономерности. Проверьте, может быть что-то из этого сработает для вас! Всё это очень индивидуально, и должно адаптироваться под конкретного человека и его (её) состояние на сегодня, на сейчас!

Чтобы составить последовательность практик для бодрости — например, для хорошего начала утра рабочего дня — поставьте практики примерно так (Комплекс 1):

1) Очистительные пранаямы:

  • Капалабхати,
  • Агнисара,
  • Бхастрика (каждую по 3-4 подхода, по столько раз сколько делается на пределе полного комфорта).

2) Сурья-намаскар в среднем скоростном режиме: 6-12 кругов под свободное дыхание.

3) Асаны с чередованием по физиологии: наклон-прогиб, вытяжение-расслабление, влево-вправо, и т.п.

  • Например, Начните с Тадасаны (позы горы)- это вытяжение.
  • Затем сделайте Падахастасану (Позу головы к рукам) — это, наоборот, расслабленный пассивный наклон корпуса вперёд. Затем снова сделайте вытяжение — например, в Бхуджангасане (Позе кобры): включите поясницу и верхнюю часть спины. Затем сделайте Шалабхасану — так включите нижнюю часть спины (это тоже прогиб).
  • Поменяйте направление работы с позвоночником с прогибов на наклон — сделайте Пасчимоттанасану (Позу вытяжения спины), это тоже пассивная поза — в противовес силовой, энергичной Шалабхасане. Затем сделайте скрутки: например, Ардха Матсиендрасану в обе стороны: вправо-влево (поза держится в статике, на удержании).
  • Скомпенсируйте скрутку разминкой для спины — Вьяграсаной (это динамическая поза, тело всё время в движении).
  • После любой динамики лучше сделать Шавасану (1-2 минуты) или посидеть в одной из медитативных поз — например, в умеренно расслабляющей Ваджрасане («Позе алмазной твёрдости»), полезной для пищеварения и мышц ног.
  • Сделайте 1-2 позы на раскрытие грудной клетки: например, Уштрасану (Позу верблюда) и затем Чакрасану (Позу колеса).
  • Отдохните в расслабленном, несиловом наклоне — Баласане (Позе ребёнка) или в Йога-мудрасане («Позе психического союза») если делаете «Лотос».
  • Завершите комплекс перевёрнутой позой — Випарита Карани асаной (Перевёрнутой позой), Сиршасаной (Стойкой на голове) или Наман-пранамасаной («Позой молящегося», это облегчённый вариант стойки на голове).

Полежите в Шавасане 10 минут, наблюдая своё естественное дыхание.

4) Завершите ещё одной пранической техникой — например, дыхание Уджайи + Мула-бандха (или Ашвини мудра, для начинающих). Это даст прирост силы, энергии для активного дня.

Если вы хотите спланировать вечернюю, или же просто медитативную практику, акценты надо выставить совсем по-другому — например, так (Комплекс 2):

1) 3-6 кругов Сурья-намаскар в медленном ритме, лучше всего с закрытыми глазами

2) 3-5 минут Шавасана, для выравнивания течения пран. Мысленное попеременное дыхание (Анулом-вилом).

3) Комплекс успокаивающих асан, которые помогают направить энергию в Центральный Канал (Сушумну), для достижения медитативного состояния:

  • Пададхирасана (поза выравнивания дыхания с ладонями под мышками)
  • Пасчимоттанасана (поза, которая направляет энергию в Сушумну)
  • Дханурасана (противоположная по воздействию на позвоночник асана, тоже способствует протеканию энергии по Сушумне)
  • Гомукхасана (поза, включающая Анахата-чакру. Концентрация внимания на центре груди)
  • Йога-мудрасана (поза, пробуждающая Кундалини в той или иной степени в зав. от уровня практикующего)
  • Сарвангасана (пробуждает Анахата-чакру и Вишуддхи-чакру, концентрация на ямочке между ключиц)
  • Халасана (Поза плуга помогает направить энергию от нижних чакр, в т.ч. «сексуальной чакры» Свадхистаны — к верхним, особенно горловому центру Вишуддхи; визуализация потока снизу вверх по позвоночнику)
  • Матсьясана (интенсивная концентрация энергии в Вишуддхи — горловом центре; концентрация внимания на ямочке между ключиц)
  • Наман-пранамасана или, лучше, Сиршасана (стойка на голове) — пробуждают Сахасрара-чакру.

3) Пранаямы: Капалабхати или Бхастрика, затем Анулом-вилом, затем Мурчха, затем Нади Шодхана с Шамбхави-мудрой. В конце комплекса вы будете в глубоком медитативном состоянии. Если нет сильной сонливости (типичная реакция очищения организма) можно ещё усилить его — например, медитацией по выбору: Агочари-мудра, Бхучари-мудра, Бхрамари-пранаяма, Ом-чантинг, Анулом-вилом с Прана Шуддхи, мантра-йога (джапа) или Аджапа-Джапа, и т.п.

4) После такого комплекса вы не будете перевозбуждены, и если надо — можно идти спать. Избегайте есть и пить после такой йоги, по возможности.

Классическая Йога мало походит для лечения болезней. И для применения не здоровыми людьми её приходится сильно видоизменять — почти до неузнаваемости, чтобы добиться именно лечебных эффектов. Но некоторые асаны и пранаямы уместны, и даже полезны при лечении некоторых заболеваний. Для осознанного, безопасного по здоровью выбора нужным вам практик, обратитесь к йогатерапевту или (хуже) воспользуйтесь авторитетным справочником-указателем по практикам йоги, например:

 

  • Книга Свами Шивананды «Новый взгляд на традиционную йогатерапию» (пер. и комм. А. Сидерского) Там есть указатель лечебных эффектов практик йоги для разных болезней;
  • Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха (под ред. Свами Сатьянанда Сарасвати) — «оранжевая книга» — один из лучших справочников по классической хатха-йоге. Там приведены подробные показания\противопоказания по каждой асане, пранаяме и т.п.;
  • «Древние тантрические практики Йоги и Крии» (курс йоги и крии в трёх томах, с указателем практик).

Мастера йоги могут также составлять комплекс йоги спонтанно, в ходе занятия. Этому можно научиться, если дать себе несколько начальных асан — а потом делать известные, освоенные техники — в такой последовательности, «как тело просит». Надо лишь избегать сложных асан и вообще перенапряжения — и, конечно, технических ошибок. Комплекс по йоге всегда завершается 10-20-минутной Шавасаной.

Алексей Соколовский

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий